Рынoк нeдвижимoсти Сoчи крайне своеобразен. Помимо всем понятных типов жилья, как многоквартирные и частные дома, апартаменты и таунхаусы на побережье Черного моря можно встретить уникальные лоты как жилые гаражи. Эксперты агентства недвижимости “Мандарин” рассказали об главных особенностях рынка жилья в главном российском городе-курорте.
Разнородность покупателей жилья
Яркой особенностью рынка является то, что недвижимость на берегу Черного моря покупают очень разные люди. В абсолютном большинстве регионов России основная часть сделок приходится на местных клиентов. В Сочи таких менее половины — по оценкам экспертов АН “Мандарин”, около 20%. Еще 80% приходится на клиентов из других регионов. Остальные — жители СНГ, бывшие россияне, живущие в Европе и представители стран Дальнего зарубежья.
Переуступки очень распространены
Переуступка права требования или цессия — распространена на всей территории России. Главное отличие, что в большинстве регионов такая операция проводится 1 раз. В Сочи же подобные операции могут происходить несколько раз до введения дома в эксплуатацию.
Большое число инвесторов
Побережье Черного моря — локация, которая привлекает инвесторов в недвижимость не хуже, чем новостройки Москвы, Подмосковья и Петербурга. Средняя доходность апартаментов здесь колеблется от 20 до 50%. Зачастую объекты выкупаются этажами, а иногда и подъездами.
Первичка — инвесторы, вторичка — для себя
Новостройка в Сочи — это всегда риск получить задержку. Поэтому большая часть клиентов, которые приобретают квартиры в новых домах являются инвесторами, которые покупают не на последние деньги и готовы ждать ввода в эксплуатацию. Клиенты же приобретающие недвижимость для собственного проживания ориентированы на готовые объекты.
Малые площади в тренде
Основу квартирографии застройщиков Сочи составляют квартиры-студии и однокомнатные лоты. Такой выбор обусловлен тем, что основной спрос сосредоточен на этих форматах. Это объединяет как местных покупателей, так и “регионалов”.
“Еще одной чертой города является большое число риэлторов. По разным оценкам, на каждую сотню жителей приходится 1 риэлтор или человек, который себя так называет. Стоит отметить, что в нашей стране нет профильного образования для этой специальности, поэтому риэлтором себя может назвать практически каждый. Зачастую даже те, кто удачно продал или купил себе квартиру уже называет профессионалом. Поэтому выбор грамотного агента или компании, которая будет осуществлять помощь является залогом успеха”, — отметил аналитик агентства недвижимости “Мандарин” Василий Калашников.