Министр инфрaструктуры Укрaины Влaдимир Oмeлян aнoнсирoвaл пeрexoд Укрaины к дeсятилeтним гaрaнтиям подрядчиков на качество ремонта автодорог. Он объяснил, что теперь компания-подрядчик в течение 10 лет в случае любых дефектов будет устранять их за свой счет.
Вчера Delo.ua рассказало о том, какие в Украине действуют технические требования к проектированию нового строительства и реконструкции автомобильных дорог, почему на сегодняшний день нет обещанной обязательной нормы, которая обязывала бы всех подрядчиков, ремонтировавших дороги, переходить на гарантию в 5 лет, а также почему переход на 10 лет гарантии для подрядчиков фактически не выполним.
Во второй части мы расскажем о проблемах проверок дорог в Украине.
Как быть с контролем
В Министерстве инфраструктуры и «Укравтодоре» в один голос говорят о необходимости проведения проверок дорог. В МИУ отчитались, что в этом году впервые провели проверку всех дорог, построенных в 2016 году.
По данным автодорожного ведомства, в этом году уже внедрено несколько уровней контроля качества дорожных работ, выполненных частными подрядными организациями:
- на уровне заказчика — служб автомобильных дорог в областях;
- на центральном уровне — Государственный контроль качества (предприятие, которое подчиняется «Укравтодора»);
- на уровне независимых инженеров — процедура FIDIC (система контроля качества ремонта и строительства дорог) на проектах, финансируемых за кредиты международных банков;
- на уровне общественности.
Кроме того, в «Укравтодоре» уточнили, что введены масштабные проверки по всей стране, которые проводятся дважды в год. Такая же проверка будет проводиться в 2018 году. Выявленные недостатки и дефекты каждый подрядчик должен устранить в соответствующие сроки в пределах гарантии.
«Дефекты обнаружены (по состоянию на октябрь 2017 года — ред.) на минимум четверти из них и все они были устранены подрядчиками. Лишь незначительный процент компаний решили при этом схитрить и решить конфликт в судебном порядке», — отметил министр, добавив, что эти компании «закрыли себе путь для дальнейшего развития и участия в тендерах в Украине».
Однако заявленные инспекции не совсем отвечают нормам. Старший юрист Sayenko Kharenko Владимир Яремко отмечает, что мониторинг качества выполнения дорожных работ начинается с качества проекта и сметы таких работ. На практике же бывали случаи, когда фактический капремонт документально оформляли так называемым ямочным ремонтом, без надлежащей проектно-сметной документации. В результате после завершения работ заказчику просто невозможно подтвердить, что наличие конкретного дефекта нарушает требования договора к качеству работ.
«Не говоря уже о том, что гарантийный срок для текущих мелких и средних работ, как правило, значительно меньше 10 лет», — подчеркивает Яремко.
Кроме этого, согласно украинскому законодательству в случае выявления недостатков в течение гарантийного срока заказчик должен заявить о них подрядчику в «разумный срок» после их обнаружения. Таким образом, выполнение подрядчиком своих гарантийных обязательств напрямую зависит и от того, насколько добросовестно заказчик будет мониторить качество выполненных работ и насколько оперативно будет сообщать об обнаруженных дефектах.
Директор Национального Секретариата CoST констатировала, что контроль нужен и требуется законодательно, однако необходимо, прежде всего, провести инструментальное обследование состояния дорог и дорожного покрытия, чтобы понять, какие технические показатели имеет дорога до ремонта и после.
«Нужно подготовить проектную документацию и выполнять работы в соответствии с ней. Подрядчик будет устранять те недостатки, которые произошли по его вине. Сегодня почти все работы проводятся как текущий средний ремонт, который не всегда подкреплен проектной документацией. Как спросить с подрядчика в такой ситуации? Что заказали, то он и выполняет», — отметила Форсюк.
Форс-мажор
Еще один важный вопрос, связанный с гарантиями: что делать подрядчику, если дорога еще на гарантии, но уже повреждена из-за перегруженных автомобилей, механических повреждений и других факторов?
Эксперты дорожной отрасли отмечают, что, как правило, гарантия не распространяется на дефекты, которые возникли в результате естественного износа объекта, неправильной его эксплуатации или ненадлежащего ремонта объекта.
«Практика по этому вопросу уже есть. Компании обращаются в суд, и суд устанавливает, по чьей вине произошло повреждение. Если не по вине подрядчика, заказчик устранять недостатки за свой счет. Поэтому важен не только весовой контроль, но и такая система штрафов за перегрузки, которая быстро урегулирует этот вопрос», — рассказала Форсюк.
Однако министр инфраструктуры дал понять, что тем подрядчикам, которые обращаются в суд, нет пути в другие тендеры по ремонту работ.
Еще одна загвоздка: как правило, время доказывания того, что тот или иной дефект возник не в связи с ненадлежащим качеством выполненных работ, лежит на подрядчике. В то же время доказать причину возникновения конкретного дефекта, например ямы, может быть не так легко.
При этом, по словам старшего юриста Sayenko Kharenko, если заказчик не согласен с мнением подрядчика относительно причины возникновения дефекта, на практике не так просто обязать подрядчика устранить тот или иной дефект, особенно если с подрядчиком уже полностью рассчитались за работы. «Именно поэтому заказчику целесообразно предусматривать в договоре, что часть стоимости работ подлежит оплате уже после завершения гарантийного срока (полностью или хотя бы его части)», — говорит Владимир Яремко.
Также стоит указать, что гарантийное качество дорог тесно связано с вопросом надлежащего последующего их обслуживания. К сожалению, качество обслуживания дорог компетентными госорганами у нас оставляет желать лучшего. Государству стоит рассмотреть привлечение частных компаний к оказанию таких услуг по контрактам OPRC — обслуживания дорог на основании конечных результатов. Тем более у нас уже есть опыт в этом вопросе в рамках реализации пилотного проекта на части трассы М-06 Киев — Чоп между Бродами и Стрыем.
Обычно после рассмотрения проблемы принято подводить итоги, но не здесь. Сфера дорожного строительства остается одной из самых запутанных, а заявления политиков — на грани правды и манипуляции. Но некоторые общественные организации уже начали или начинают «пробивать стену непонимания» в этом вопросе, и рано или поздно она должна рухнуть.