Зaвeршaющийся гoд пeтуxa для зaгoрoднoгo рынкa был беспокойным, сумбурным и пестрым. В этом году тенденции резко и непредсказуемо сменяли одна другую.
Согласно данным Экспертного бюро «Сперанский», в начале года вроде бы наметился разгон (активность превышала прошлогоднюю на 8%). Летом вдруг все затормозилось (-21% к прошлому году). Осенью опять все начало исправляться ( 7% к прошлому году). На рынке росло то число дорогих сделок — как домов, так и участков, то состоятельные покупатели вдруг растворялись, как призраки после утреннего пения петуха.
Что любопытно, все это происходило на фоне относительной экономической стабильности: ничего не рушилось, курсы не скакали, цены на нефть вели себя на удивление устойчиво. Ни выборов, ни революций. Но петух, как мы понимаем, существо беспокойное и непредсказуемое…
В результате, если подводить предварительные итоги года, сделок на загородные объекты было на 5% меньше, чем в 2016-м году. Декабрьские результаты вряд ли что-то изменят, с учетом того, что девелоперы жалуются на неожиданное отсутствие звонков в последние недели. Впрочем, мы-то уже знаем, каких выкрутасов моно ждать от петуха, так что не удивлены.
«Ожидаемая выручка участников обмена — 2,5 млрд. рублей. Примечательно, что доля продаж участков без подряда выросла с 75% в 2016-м году до 84% в 2017-м. Доля коттеджей неизменна, зато просел спрос на таунхаусы. Почему? Петух его знает…», — иронизирует Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро «Сперанский».
Обнадеживает, что на смену идет год собаки. Это животное предсказуемое, хорошо обучается, слушается команд и вообще любит порядок. Будем надеяться, что в финансах граждан будет больше порядка. Что немедленно самым положительным образом отразится и на загородном рынке.
Мнения и прогнозы экспертов:
Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери»:
— В последние три года у нас продажи идут стабильно по 4 дома в год. Честно говоря, нас такая стабильность не радует. Конечно, мы хотели бы продавать больше и предпринимаем для этого определенные шаги. Хотя пока состояние отечественной экономики дает основания для неутешительных прогнозов в целом по рынку. Возможно, ЧМ-2018 как-то повлияет на спрос. Это фактор для нас новый, как он отразится на спросе, пока неясно.
Даниил Ветринский, генеральный директор CleverGrad:
— По сравнению с прошлым годом, число сделок у нас в компании выросло на 30%. Это, конечно, связано с тем, что число наших проектов за минувший год заметно подросло. У нас в портфеле есть и собственные проекты, и те, где мы выступаем продавцами, и поселки, в которых мы участвуем как соинвесторы. Все эти проекты активно развивались и сегодня они находятся на значительно более высокой стадии готовности, чем год назад. Полагаю, что следующий год по активности клиентов будет в целом похож на 2017-й. Не вижу предпосылок ни к ухудшению, ни к улучшению ситуации. Хотя, конечно, неожиданности, типа скачка курса доллара, всегда возможны».
Александра Давыдова,
Архитектор семейной компании «Шале-парк Superbia»:
— В этом году покупатели были очень активными. 80% из тех, кто звонил, приезжали на просмотры. Мы отметили одну особенность: значительно увеличилось время просмотров. С покупателями мы проводим на объекте несколько часов, иногда – целый день. Они прекрасно разбираются в строительных технологиях, архитектуре, задают грамотные вопросы, изучают договор, обсуждают условия. Возможно, это связано с тем, что на загородном рынке укореняются новые подходы к продажам, в которых детальные беседы становятся нормой.