Для восстановления после кризиса ТРЦ понадобится не меньше года — Meget.kiev.ua — 17.04.2020

Для вoсстaнoвлeния пoслe кризисa ТРЦ пoнaдoбится не меньше года

Эпидемия коронавируса и жесткие карантинные меры больно ударили по рынку торговой недвижимости. В результате введенных ограничений в стране прекратили работу сотни торговых центров и десятки тысяч магазинов.

Последствий "шоковой терапии" избежать не удастся: экономика в текущем году, по самым оптимистическим прогнозам, сократится примерно на 5%.

По мнению участников рынка страну ждет ускорение инфляции, снижение курса национальной валюты и падение реальных доходов населения. Поэтому, даже после снятия карантинных ограничений большинство ритейлеров не сможет рассчитывать на восстановление продаж к прежнему уровню. Многие магазины будут закрыты, а темпы экспансии торговых сетей снизятся. Разумеется, все это негативно отразится и на рынке торговой недвижимости.

"Чем дольше будет длиться карантин, тем ощутимее будут потери для бизнеса", — говорит руководитель департамента агентских и консалтинговых услуг в сфере торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Екатерина Весна.

Эксперт считает, что при очередном переносе сроков снятия карантина ритейлеры и ТРЦ могут столкнуться с более существенным падением покупательной способности населения.

"Следующий шаг, как и при любом кризисе: падение товарооборотов и сокращение количества магазинов", — добавляет Весна.

По мнению директора консалтинговой компании UTG Евгении Локтионовой, сейчас не имеет смысла рассматривать оптимистический или пессимистический сценарии развития событий. В отрасли ритейла и торговой недвижимости уже полным ходом идут процессы по сценариям кризис-менеджмента.

"Многие связи нарушились, покупательская способность упала, а ритейлеры первые недели карантина были заняты оптимизацией своих сетей, перенастройкой работы в онлайн. Есть свершившийся факт, поэтому продлится карантин на две недели дольше или нет, это особо не повлияет на механизмы трансформации, которые уже запущены в ритейле. Операторы уже перенастроили свои системы и работу, сократили персонал в офлайн, перераспределив его в онлайн", — отмечает Локтионова.

Поиск недвижимости:

По ее словам, на рынке наблюдается процесс переговоров ритейлеров с арендодателями, и большинство смогли договориться о скидках по аренде.

"Те операторы, которые не смогли договориться с управляющими компаниями ТРЦ, будут закрывать магазины и выходить из объектов. Также закрывать свои точки будут мелкие операторы с низким запасом прочности. Они будут сокращать количество своих магазинов", — считает директор UTG.

В свою очередь Екатерина Весна добавляет, что случаи расторжения договоров по инициативе арендаторов из-за ухудшения финансового состояния ритейлеров уже есть. Однако пока они не многочисленны и в основном касаются не сетевых игроков, а частных предпринимателей.

Именно небольшой бизнес, по мнению экспертов, больше всего пострадает в нынешний кризис. Подтверждают это и сами предприниматели. Согласно недавнему опросу Европейской бизнес ассоциации, 78% представителей малого и микробизнеса ожидают потери до 75% доходов, а 18-22% рассматривают вариант закрытия бизнеса.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.