Рaбoтники стрaxoвыx кoмпaнии будут сдавать экзамены и записываться в реестр
В Кабмине хотят избавиться от страховых мошенников
Для того чтобы навести порядок на рынке ОСАГО, Нацкомфинуслуг предлагает создать реестр страховых агентов, ведением которого будет заниматься Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ).
Агент, желающий попасть в реестр, должен будет соответствовать определенным требованиям.
Так, посредник должен знать основы страхования, закон "О страховании" и нормативные документы по страховому посредничеству, которые касаются порядка расчета страхового платежа, заполнения бланков, порядка и сроков составления отчетности о заключенных договорах страхования, а также об испорченных и утерянных бланках.
Обучение и проверку относительно соответствия требованиям будет проводить страховая компания (СК). Она же будет нести ответственность за деятельность своих агентов. Кроме того, обязательными условиями для посредника станут наличие договора поручения, заключенного со страховщиком-членом МТСБУ, и включение агента в реестр бюро.
Страховщики поддерживают инициативу регулятора.
"Такая квалификационная фильтрация агентов позволит и потребителям страховых услуг, и страховщикам судить о профессиональном уровне посредника, с которым работают. Это должно сократить количество мошенников и плохо подготовленных специалистов. Благодаря реестру рынок сможет отсеять "неблагонадежные элементы"",— говорит директор юридического департамента СК "PZU Украина" Василий Зубач.
Обнародованный документ все же требует доработки, отмечают эксперты.
"Например, требование о наличии двух лет стажа является незаконным. По классификатору профессий страховой агент относится к рабочей специальности, а ограничения можно вводить только для руководителей",— говорит председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.
К тому же контроль над агентами не решит ключевую проблему рынка — затягивание или даже отказ в выплатах.
"Причины кроются не в квалификации агентов, а в модели ведения бизнеса некоторых страховщиков",— отмечает Андрей Мужук.
Речь идет о компаниях, предлагающих агентам вознаграждение, которое может превышать максимально допустимые расходы на ведение страхового дела в два, а то и в три раза.
"Как следствие, у таких СК просто не остается денег на адекватное резервирование под будущие возможные убытки. И когда дело доходит до выплат, в лучшем случае клиентам приходится долго ждать своей очереди, а в худшем — компания становится банкротом, и владелец полиса вынужден самостоятельно платить за нанесенный ущерб",— говорит Мужук.