Aрeндa зeмли — oснoвнaя прoблeмaтикa
Aрeндa зeмли сeгoдня
Увeличить плaту зa aрeнду зeмли oт 2 дo 40 рaз прeдлaгaл eщe Киeврaдe гoрoдскoй гoлoвa в 2008 гoду. Сooтвeтствующий прoeкт рeшeния пoявился в oктябрe 2009г. нa рaссмoтрeнии в пoстoяннoй кoмиссии Киeврaды пo вoпрoсaм зeмeльныx oтнoшeний, грaдoстрoитeльствa и aрxитeктуры.
В прoeктe рeшeния, кoтoрый предложил на рассмотрение депутатам мэр, речь шла о том, что с 1 января 2009 года плата за аренду земли в Киеве должна вырасти в разы. В частности, в 3,33 раза увеличится плата для пользователей жилищного фонда и строительства, в 2,66 раз — для производителей игрушек и спорттоваров, вдвое — для вещевых рынков, в 3 раза — для продуктовых рынков, в 8 раз — для поставщиков телефонной связи, в 4 раза — для заведений образования и в 40 раз — для рыбного и лесного хозяйства.
Депутаты Киеврады предупредили команду Черновецкого о том, что такое повышение платы за аренду земли спровоцирует новый скачок цен для киевлян.
Аренда земли — юридические аспекты
Аренда земли является одним из видов гражданско-правовых обязательств. Согласно ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка арендодатель обязуется передать арендатору земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. При этом земельный участок может передаваться в аренду вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем или без них.
Земельный кодекс, являющийся основным нормативным актом, регулирующим земельные правоотношения в Украине, так же, как и Гражданский кодекс Украины, содержит термин "пользование (постоянное пользование)", однако гл. 15 Земельного кодекс "Право пользование землей" содержит и термин "аренда земли".
Так, согласно ст. 93 Земельного кодекса, право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.
Такой же, как и в Земельном кодексе, термин "аренда земли" содержится и в ст. 1 Закона об аренде земли, согласно которой аренда земли — это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и других видов деятельности.
Операции аренды земли следует отличать от лизинговых операций. В нормативных актах, регулирующих вопросы налогообложения, в частности в п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли операции лизинга и аренды в целях налогообложения объединены в один термин — лизинговая (арендная) операция. Однако эти операции аренды земли и лизинга нельзя отождествлять, так как по своей природе они различны, хотя в определенной мере их объединяет наличие элементов имущественного найма.
В отношении хозяйственных операций, объектом которых являются земельные участки, термин "лизинговая операция" неприменим, так как согласно п. 2 ст. 3 Закона Украины "О финансовом лизинге" земельные участки не могут быть предметом лизинга.
В п.п. 1.18.4 п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли такие операции также определены самостоятельным термином "аренда земли" — как хозяйственная операция, предусматривающая предоставление арендодателем земли в аренду в пользование другому юридическому или физическому лицу на определенный срок по целевому назначению и за арендную плату.
В зависимости от объекта юридические и физические лица могут брать в аренду земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земельные участки водного и лесного фонда, земельные участки, на которых расположена недвижимость или предполагается строительство, и т. д.
Поскольку аренда каждого из перечисленных видов земельных участков имеет свои особенности, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.
Объекты аренды земли
Согласно ст. 3 Закона об аренде земли объектами аренды могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц Украины, коммунальной или государственной собственности. Земельные участки могут передаваться в аренду вместе с:
- насаждениями, водоемами;
- расположенными на них зданиями и сооружениями или без них.
Таким образом, каких-либо более конкретных ограничений по аренде земельных участков Закон об аренде земли не содержит ни в отношении арендодателей, ни в отношении объектов аренды земли.
Земельный кодекс конкретизирует объекты земельных правоотношений, указывая, что к землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, причем каждая из категорий земель Украины имеет особый правовой режим. Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земли Украины делятся на следующие категории:
- сельскохозяйственного назначения;
- жилой и общественной застройки;
- природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
- оздоровительного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.
Рассмотрим особенности аренды земли в зависимости от вышеуказанных категорий земель.
Аренда земли: земли сельскохозяйственного назначения
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
- сельскохозяйственные угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища);
- несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме угодий отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временной консервации и т.п.).
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование, то есть в аренду земли:
- гражданам — для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- сельскохозяйственным предприятиям — для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам — для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
- несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться, только во временное пользование, то есть в аренду. В собственность таким субъектам земли сельскохозяйственного назначения передаваться не могут.
Аренда земли сельскохозяйственного назначения возможна в постоянное пользование только государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.
В то же время государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, могут брать в аренду земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.
Пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования, поэтому при заключении договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения необходимо указать их целевое использование, не противоречащее действующему законодательству. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.
Аренда земли: земельные доли (паи)
В связи с проведением земельной реформы, начиная с 1995 года, в Украине проходил процесс паевания земель. Согласно Указу Президента Украины от 08.08.95 г. № 720/95 "О порядке паевого раздела земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям" распаеванию подлежали сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам (далее — КСП). Паевание земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий могло быть проведено только после их преобразования в КСП.
Процесс паевания земель предусматривал определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена КСП без выделения земельных участков в натуре (на местности). Право на земельный пай получили члены КСП, в том числе пенсионеры, которые ранее работали в данном предприятии и остаются членами указанного предприятия в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю. При паевании стоимость и размеры земельных долей (паев) в условных кадастровых единицах всех членов КСП являются равными.
В результате распаевания земель каждый собственник земельного пая получил сертификат на право на земельную долю (пай), являющийся правоустанавливающим документом при реализации им права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности). Механизм паевания земель был определен Методическими рекомендациями по паеванию земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 20.02.96 г. № 11 (далее — Методика № 11).
В случае выхода собственника земельного пая из КСП по его заявлению осуществляется отвод земельного участка в натуре и выдается государственный акт на право частной собственности на этот земельный участок.
После выдачи государственного акта на право частной собственности на земельный участок сертификат на право на земельную долю (пай) возвращается в райгосадминистрацию. Выделение земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности производилось в соответствии с Методическими рекомендациями относительно порядка передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом Госкомзема от 04.06.96 г. № 47/172/48
При аренде земельных долей (паев) у граждан, следует обратить внимание на следующее:
- владельцы таких земельных долей (паев) имеют право на заключение договоров аренды земли при наличии у них сертификата на право на земельную долю (пай);
- если земельная доля (пай) была выделена им в натуре (на местности) и был получен государственный акт на право собственности на землю, то договор аренды земли (пая) следует расторгнуть и заключить договор аренды земельного участка, поскольку предмет аренды изменился, что также следует из письма Госкомзема от 24.06.2005 г. № 14-17-2-Ко1002/5130;
- сертификаты на право на земельную долю (пай) являются действительными до выделения собственникам земельных долей (паев) в натуре (на местности) земельных участков и выдачи им государственных актов на право собственности на землю;
- сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством;
- Собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю;
- После выделения в натуре (на местности) земельных участков владельцам земельных долей (паев) договор аренды земли перезаключается в соответствии с государственным актом на право собственности на земельный участок на тех же условиях, что и ранее заключенный договор, и может быть изменен только по согласию сторон.
Аренда земли: земли жилой и общественной застройки
К землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.
По решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления гражданам Украины (то есть иностранцы такого права не имеют) могут передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в аренду земли для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и гаражного строительства в пределах норм, определенных Земельным кодексом. Сверх нормы бесплатной передачи граждане могут приобретать в собственность земельные участки для вышеуказанных нужд по гражданско-правовым соглашениям (купле-продаже, дарению, мене, наследованию).
Жилищно-строительным (жилищным) кооперативам и гаражно-строительным кооперативам по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для жилого и гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду земли, кроме того, они могут приобретать земельные участки в собственность по гражданско-правовым договорам.
Земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим управление данными домами (ЖЭК, ЖЭО и др.). Поэтому, если приобретена в собственность квартира или нежилое помещение в многоквартирном жилом доме, то из содержания вышеприведенной статьи следует, что собственник квартиры не должен в связи с этим оформлять право собственности на земельный участок или заключать договор аренды земли
В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование (аренду) объединению собственников. Таким образом, если квартиры в доме приватизированы, однако объединение собственников не создано, то у собственников квартир не возникает необходимости оформлять ни аренду земли ни в собственность, ни в аренду.
Согласно ст. 40 ЗКУ и ст. 25 Закона об аренде земли арендатор земельного участка имеет право по письменному согласию арендодателя возводить в установленном законом порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения и закладывать многолетние насаждения.
Однако в любом случае такое строительство не должно противоречить цели использования земельного участка: для сельскохозяйственных нужд, для нужд промышленности, транспорта и так далее, предусмотренной условиями договора аренды земли.
Например, если земельный участок был предоставлен в аренду для размещения автостоянки, а арендатор спустя какое-то время принял решение о строительстве на арендованном участке жилого дома, то, прежде всего, следует внести изменения в договор аренды земли об изменении целевого назначения арендуемого земельного участка, зарегистрировать в установленном порядке, а потом решать вопросы, связанные со строительством. В противном случае за нарушение целевого использования земельного участка он может быть изъят у арендатора согласно ст. 23 и 28 Земельного кодекса Украины.
Аренда земли: земли природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения
В земли природно-заповедного фонда включаются природные территории и объекты, а также искусственно созданные объекты: природные заповедники; национальные природные парки; биосферные заповедники; региональные ландшафтные парки; заказники; памятники природы; заповедные урочища; ботанические сады; дендрологические парки; зоологические парки; парки-памятники садово-паркового искусства.
Аренда земли вышеперечисленны перечисленного назначения возможна, что подтверждается гл. 7 ЗКУ, исходя из содержания которой, эти земли могут находиться только в собственности: государственной, коммунальной или частной, но не во временном пользовании. Хотя, исходя из содержания ст. 3 Закона об аренде земли, земли с насаждениями и водоемами могут сдаваться в аренду причем без каких-либо оговорок и уточнений, а на землях природно-заповедного и природоохранного назначения также находятся насаждения и водоемы, однако согласно требованиям ЗКУ такие земли передаче во временное пользование не подлежат.
Аренда земли: земли оздоровительного назначения
К землям оздоровительного назначения относятся земли, имеющие природные лечебные свойства, которые используются или могут использоваться для профилактики заболеваний и лечения людей.
В отношении земель оздоровительного назначения п. 3 ст. 48 Земельного Кодекса Украины прямо предусмотрено, что земли оздоровительного назначения запрещено передавать в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам только для деятельности, несовместимой с охраной природных лечебных свойств и отдыхом населения. Других ограничений нет, поэтому передавать в такую землю в аренду можно, но с обязательным указанием целевого использования с учетом запрещений, оговоренных указанным пунктом.
Аренда земли: земли лесного фонда
К землям лесного фонда относятся: земли, покрытые лесной растительностью; земли, предоставленные и используемые для нужд лесного хозяйства. Причем следует обратить внимание, что к землям лесного фонда не относятся земли, занятые:
- зелеными насаждениями в пределах населенных пунктов;
- полезащитными лесными полосами, защитными насаждениями на полосах отвода автомобильных дорог, защитными насаждениями на полосах отвода каналов, гидротехнических сооружений и водных объектов;
- отдельными деревьями и группами деревьев, кустарниками на сельскохозяйственных угодьях, приусадебных, дачных и садовых участках.
В отношении земель лесного фонда ст. 57 ЗКУ предусмотрено, что аренда земли лесного фонда предоставляется предприятиям, учреждениям, организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения, для ведения лесного хозяйства, специального использования лесных ресурсов и для нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей, проведения научно-исследовательских работ и т.п. Отсюда следует, что аренда земли лесного фонда для граждан, в том числе и субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам, не может предоставляться в аренду.
Аренда земли: земли водного фонда
В отношении земель водного фонда п. 4 ст. 59 ЗКУ предусмотрено, что гражданам и юридическим лицам могут передаваться на условиях аренды земли прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей, а также озера, водохранилища, другие водоемы, болота и острова для:
- сенокошения;
- рыбохозяйственных нужд;
- культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных, туристических целей;
- проведения научно-исследовательских работ и т.п.
Причем такая деятельность может осуществляться только с учетом ограничений и запрещений, установленных ст. 61 — 63 ЗКУ. Так, ст. 61 ЗКУ предусмотрено, что в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещено:
- распахивать земли;
- заниматься садоводством и огородничеством;
- хранить и применять пестициды и удобрения;
- устраивать летние лагеря для скота;
- строительство любых сооружений, в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;
- устройство свалок мусора, навозохранилищ, накопителей отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п.;
- мойка и обслуживание транспортных средств и техники.
Аренда земли: земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны
Статьями 65 — 77 ЗКУ установлены некоторые ограничения по использованию земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны. Так, согласно ст. 66, 67, 75 и 76 ЗКУ земли промышленности, транспорта, связи и энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, а земли обороны — в государственной и коммунальной собственности. Причем следует обратить внимание, что ЗКУ не предусмотрена возможность аренды земли такого назначения.
Субъекты аренды земли
Согласно п. 5 ст. 93 ЗКУ и ст. 4 Закона об аренде земли арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица. Таким образом, юридические лица, которым земля передана в постоянное пользование, а к ним относятся только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности, не могут быть арендодателями земельных участков. Аренда земли возможна для:
- граждан Украины;
- юридических лиц Украины;
- иностранных граждан и лиц без гражданства;
- иностранных юридических лиц;
- международных объединений и организаций;
- иностранных государств.
В отношении субъектов арендных отношений ст. 4 и ст. 5 Закона об аренде земли содержат более подробный перечень. Так, субъектами арендных отношений являются:
в качестве арендодателей (до размежевания земель согласно п. 1 Заключительных положений Закона об аренде земли):
- граждане и юридические лица Украины, в собственности которых находятся земельные участки;
- земельных участков, находящихся в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы;
- земельных участков, находящихся за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.
в качестве арендаторов:
- граждане Украины, юридические лица, иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, а также иностранные государства;
- районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной Республики Крым и Кабинет Министров Украины;
- органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, Верховная Рада Автономной Республики Крым.
Причем следует обратить внимание, что международные объединения и организации, а также иностранные государства, иностранные юридические и физические лица, лица без гражданства могут быть только арендаторами, а арендодателями — не могут.
После размежевания земель в порядке, предусмотренном Законом Украины от 05.02.2004 г. № 1457-IV "О размежевании земель государственной и коммунальной собственности", и вступления в силу ч. 2, 3 и 4 ст. 4 Закона об аренде земли арендодателями являются:
- сельские, поселковые, городские советы в отношении земельных участков, находящихся в коммунальной собственности;
- районные, областные советы и Верховный Совет Автономной Республики Крым в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности территориальных громад;
- районные, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, Совет министров Автономной республики Крым и Кабинет Министров Украины в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Право концессионера на аренду земли
Кроме арендаторов, установленных ст. 93 ЗКУ и ст. 5 Закона об аренде земли, право на аренду имеют концессионеры. Согласно ст. 94 ЗКУ для осуществления концессионной деятельности в соответствии с Законами Украины от 16.07.99 г. № 997-XII "О концессиях" (далее — Закон о концессиях) и от 14.12.99 г. № 1286-XII "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог" (далее — Закон о концессиях на строительство дорог) концессионеру предоставляются в аренду земельные участки.
Видами хозяйственной деятельности, для которой могут предоставляться земельные участки в концессию, являются:
- водоснабжение, отвод и очистка сточных вод;
- предоставление услуг городским общественным транспортом;
- сбор и утилизация мусора;
- предоставление услуг, связанных с поставкой потребителям тепла;
- строительство и эксплуатация автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства, других дорожных сооружений;
- строительство и эксплуатация грузовых и пассажирских портов;
- предоставление услуг в сфере кабельного телевидения;
- предоставление услуг связи;
- транспортировка и распределение природного газа;
- производство и (или) транспортировка электроэнергии;
- общественное питание;
- строительство жилых домов;
- предоставление услуг в жилищно-эксплуатационной сфере;
- использование объектов социально-культурного назначения;
- создание коммунальных служб парковки автомобилей;
- предоставление ритуальных услуг;
- строительство и эксплуатация гостиниц, туристических комплексов, кемпингов и иных соответствующих объектов туристической индустрии.
Если для осуществления концессионной деятельности концессионеру необходимы земельные участки, то они предоставляются ему в пользование на условиях аренды на срок действия концессионного договора. Условия предоставления в аренду земельного участка оговариваются концессионным договором. Несмотря на то, что условия предоставления земельного участка в аренду являются существенным условием концессионного договора, договор аренды земельного участка, согласно ст. 13 Закона о концессиях, заключается отдельно в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и прилагается к концессионному договору.
Аренда земли: основания возникновения права пользования
Граждане и юридические лица приобретают право на аренду земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных ЗКУ, ГКУ, ХКУ, Законом об аренде земли, другими нормативными документами и заключенным договором аренды после его государственной регистрации.
Согласно ст. 93 ЗКУ право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.
При переходе права собственности на здание или сооружение согласно ст. 120 ЗКУ право собственности на земельный участок, на котором оно расположено, или на его часть может переходить на основании гражданско-правовых договоров, а право пользования — на основании договора аренды.
При отчуждении зданий и сооружений, расположенных на арендованном земельном участке, право на земельный участок определяется согласно договору аренды земельного участка. То есть при приобретении в собственность здания или сооружения, расположенного на земельном участке, который был у продавца такого здания в аренде, новый собственник должен заключить договор аренды земельного участка с его собственником или уполномоченным органом.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона об аренде земли земельный участок, обремененный залогом, может быть передан в аренду при согласии залогодержателя. Таким образом, если в аренду передается земельный участок, на который его собственником оформлен договор залога в обеспечение каких-либо обязательств (являющийся предметом договора залога), например по кредитному договору, то в этом случае арендодателю необходимо получить письменное согласие залогодержателя на передачу земли в аренду. Кроме того, арендатор также должен быть письменно уведомлен о том, что земельный участок обременен залогом или же такое условие может быть включено в условия договора аренды земли.
Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается. Документом, удостоверяющим право временного пользования земельным участком, является договор аренды земли, зарегистрированный в установленном порядке (ст. 126 ЗКУ).
Согласно ст. 116 ЗКУ граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками земель государственной и коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗКУ. Так, согласно ст. 7-17 ЗКУ:
- распоряжение землями, находящимися в совместной собственности территориальных громад относится к полномочиям областных советов, на территории Крыма — к полномочиям Верховного Совета Автономной Республики Крым;
- распоряжение землями территориальных громад городов Киева и Севастополя и предоставление земельных участков коммунальной собственности этих городов в пользование относится к полномочиям Киевского и Севастопольского городских советов;
- распоряжение землями на праве общей собственности соответствующих территориальных громад относится к полномочиям районных советов (не в городах с районным делением). Полномочия районных в городах советов в сфере земельных отношений определяются городскими советами;
- к полномочиям сельских, поселковых, городских советов относятся распоряжение землями территориальных громад, предоставление земельных участков в пользование из земель коммунальной собственности;
- распоряжение землями государственной собственности относится к полномочиям местных государственных администраций.
Согласно п. 12 Переходных положений ЗКУ до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.
Аренда земли: порядок субаренды земли
Согласно п. 4 ст. 93 ЗКУ арендованный земельный участок или его часть может по согласию арендодателя передаваться арендатором в субаренду.
В зависимости от категории и назначения земельного участка законодательством предусмотрены определенные ограничения при заключении договора субаренды земли. Так, согласно ст. 8 Закона об аренде земли запрещается передача в субаренду земельных участков, на которых расположены целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности, а также основанных на имуществе, принадлежащем Автономной Республике Крым, и их структурных подразделений.
В разъяснении ВАСУ от 14.01.99 г. № 01-8/10 указано, что законом не обусловлена форма договора субаренды земли, но из содержания ст. 8 Закона об аренде земли, которая предусматривает государственную регистрацию такого договора, следует, что договор субаренды также должен быть заключен в письменной форме. Однако обязательного нотариального удостоверения договора субаренды земли не предусмотрено. Такое удостоверение осуществляется по согласию сторон договора. Однако если договор аренды заключен в нотариальной форме, то и договор субаренды также должен быть заключен в нотариальной форме.
Прекращение или расторжение договора аренды земельного участка по каким-либо обстоятельствам влечет за собой прекращение договора субаренды этого земельного участка.
Особенности заключения договора субаренды земли следующие:
- арендованный земельный участок или его часть может передаваться в субаренду только без изменения его целевого назначения;
- согласие арендодателя на субаренду должно быть предусмотрено в договоре аренде или предоставлено арендатору в письменной форме. При этом если на протяжении одного месяца арендодатель не ответит на письменный запрос арендатора о своем согласии или возражении, арендованный земельный участок или его часть может быть передан в субаренду;
- условия договора субаренды должны быть определены в пределах условий договора аренды земельного участка (его части) и не должны ему противоречить;
- срок субаренды не может превышать срока действия договора аренды земельного участка;
- плата за субаренду земельных участков государственной и коммунальной собственности не может превышать арендной платы по договору аренды (ч. 6 ст. 21 Закона об аренде земли);
- арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения на период действия договора аренды могут обмениваться принадлежащими им правами пользования земельными участками путем заключения между ними договоров субаренды соответствующих участков, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя.
Аренда земли: документальное обеспечение передачи земельных участков в аренду
Передача в аренду земельных участков гражданам и юридическим лицам с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку осуществляется по проектам отвода в порядке, установленном ст. 118 и 123 ЗКУ.
Поскольку при передаче земельного участка в аренду право собственности к арендатору не переходит, поэтому земельный участок как арендуемый объект основных средств согласно п. 8 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 14 "Аренда", утвержденного приказом Минфина Украины от 28.07. 2000 г.