Экспeрты oтрaсли oбсудили oснoвныe трeнды и тeндeнции нa рынке недвижимости, а также подвели итоги работы за первое полугодие 2018 года в рамках круглого стола, организованного порталом “Разумная Недвижимость”.
В мероприятии приняли участие Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1″, Владислав Ильин, генеральный директор ООО АН «Мир Квартир», Антон Белоусов, начальник отдела продаж «Главстрой-СПб», Ирина Петрова, директор по партнерским продажам Группы «Эталон», Мария Баланкова, заместитель генерального директора по развитию «Полис Групп», Елена Дубок, заместитель руководителя отдела маркетинга и продаж ЖК «Триумф Парк», Елизавета Яковлева, руководитель маркетинга и аналитики Лаборатории МЕТРОВ, Олег Бритов, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций, Полина Стрих, руководитель отдела дилерских продаж холдинга AAG.
Рынок недвижимости активно приспосабливается к текущим изменениям и развивается вместе со своим потребителем. За последние несколько лет законодательные нововведения в строительной сфере наметили ряд тенденций и заставили игроков рынка пересмотреть взгляды на цены и продажу жилья в новостройках.
Качество вместо ценового демпинга
Участники круглого стола сошлись во мнении, что одной из основных тенденций является повышение качества в проектах жилой недвижимости. В дальнейшем застройщики будут конкурировать не по цене, а по качеству.
Антон Белоусов считает, что на первое место для девелоперов выйдут такие параметры, как качество продукта и сервис работы с клиентом.
- Продажи уйдут от привычных шаблонов и важным фактором станет глубокое понимание того, что нужно клиенту, предвосхищение его ожиданий. Если раньше для продавца было обязательным качеством стрессоустойчивость, то теперь необходима эмпатия, сопереживание клиенту. В новых реалиях, с переходом на проектное финансирование, роль планирования продаж и выполнение этих планов становится основной. Для успешной реализации проекта с максимальной маржой, продавать в период времени нужно будет ровно столько, сколько необходимо для стройки. А это возможно только при слаженной работе сильных отделов продаж, маркетинга и рекламы, — подчеркивает Антон Белоусов.
Будущее за индивидуальными продажами
Вторым ключевым моментом на рынке недвижимости эксперты отметили возрастающую грамотность клиентов. Покупатель становится более разборчивым и требовательным
По мнению Полины Стрих, клиент, выбирающий квартиру в сегменте масс-маркет, выдвигает ничуть не меньшие сервисные требования, чем покупатели жилья более высокого класса.
Позицию коллеги поддерживает Ирина Петрова.
- Люди сейчас готовы брать кредит и покупать нечто большее, чем просто квадратные метры. Будущее за индивидуальными продажами и продавцами, которые помогут человеку найти то, что ему действительно нужно и окажут индивидуальный сервис, не преследуя цели продать более дорогое жилье, — комментирует эксперт.
Индекс цены: вверх или вниз?
Надежда Калашникова рассказала, что сейчас пока еще благоприятное время для приобретения жилья. В дальнейшем же цены на недвижимость будут только возрастать. Увеличению стоимости квадратного метра способствует ряд факторов, в том числе и вероятное исчезновение с рынка небольших и и средних застройщиков, которые создавали для покупателей благоприятную среду для выбора.
— Цены будут расти, даже несмотря на низкую покупательскую способность. И несмотря на то, что в настоящее время нет никаких предпосылок для роста покупательской активности, мы все равно будем повышать цены. Это обусловлено не нашими желаниями, а рядом реальных факторов: себестоимость строительства дорожает, НДС увеличили до 20% и др, — отмечает Надежда Калашникова.
Генеральный директор ЗАО «Стройкомплекс XXI» Владимир Набокин подчеркнул, что на сегодняшний день законодательные акты и правила игры на рынке недвижимости стремительно меняются. Крупные игроки рынка еще только определяют для себя порядок и формат действий в новой реальности, а основные изменения, в первую очередь, коснутся масс-сегмента.
— К примеру, представители компании “ЛСР. Недвижимость” поделились информацией о том, что они будут вынуждены открыть порядка 139 новых счетов в банках для обслуживания своей оперативной деятельности. И это при полном отсутствии понимания со стороны представителей банковской системы относительно практической реализации новой схемы работы в жизнь. Так ПАО «Сбербанк», только тестирует 5 пилотных проектов по эскроу-счетам, но при этом, ни один из них не реализуется в СПб. Поэтому участникам рынка еще только предстоит совместными усилиями учиться выстраивать эти качественно новые для обеих сторон. В этом смысле, элитный сегмент недвижимости чувствует себя более стабильно и уверенно, т.к. многие проекты в данном классе – это «штучный товар», который реализуются, как правило, не на средства дольщиков, а на инвестиционные средства либо самого застройщика, либо соинвесторов. Таким образом, элитная недвижимость и, в том числе и наш проект ЖК «Аллегро-Парк», в ближайшее время не претерпит глобальных изменений, ни с точки зрения ценообразования, ни сроков реализации проекта, ни «правил игры» для потенциальных покупателей. У компании есть свой ресурс, который позволяет чувствовать себя уверенно на рынке, несмотря на стремительно меняющиеся условия.
В завершении мероприятия эксперты сошлись во мнении, что несмотря на все законодательные изменения в правилах игры на рынке недвижимости, потребность приобретения жилья будет всегда. Но отношения между покупателями и застройщиками изменятся: первые станут предъявлять более высокие требования, вторые, в свою очередь, улучшат сервис обслуживания и станут закладывать больше новых маркетинговых опций в свои проекты.