Пoслeдниe три гoдa в укрaинскиx СМИ тo и дeлo появляются новости о предстоящей дате подписания Соглашения об общем авиационном пространстве (ОАП) между Украиной и ЕС (Соглашение). Ожидается, что после подписания Соглашения на украинский рынок зайдут новые бюджетные авиакомпании, которые предложат украинцам более дешевые билеты для путешествий в страны ЕС, повысится уровень безопасности полетов, а в украинские аэропорты вольются новые инвестиции.
Что же на протяжении трех лет сдерживает Украину и ЕС от подписания парафированного двумя сторонами в ноябре 2013 года соглашения об ОАП?
Для поиска ответов на этот вопрос ОО «Европа без барьеров» был проведен экспертный опрос.
Главной и официальной причиной, по мнению большинства экспертов, является отсутствие консенсуса между Испанией и Великобританией по поводу формулировки пункта 31 «Территория» статьи 2 «Определение» о территориальном применении Соглашения в части Гибралтара (аэропорт Гибралтара принадлежит Министерству обороны Великобритании — Delo.UA). Все дело в том, что незадолго до парафирования украинского соглашения в Испании к власти пришла правоцентристская Народная партия, которая категорически отвергла прежние договоренности с Великобританией о Гибралтаре. Напомним, что в 2006 году в Кордобе (Испания) Лондон, Мадрид и правительство Гибралтара договорились, что Испания прекратит искать поводы для исключения аэропорта Гибралтара из авиационных правил ЕС.
Сейчас Испания настаивает на исключении Гибралтара из сферы действия Соглашения, так как считает его территорией, незаконно оккупированной британцами. Но в Лондоне настаивают на выполнении Кордобского соглашения. Теперь от того, как будет звучать формулировка о Гибралтаре в статьи 2 Соглашения об ОАП между Украиной и ЕС, зависит включение или исключение Гибралтара из правового поля ЕС.
С другой стороны, среди авиационных экспертов бытует мнение, что вопрос Гибралтара — это своеобразная «отмазка» Европейского Союза, которому не хватает политической воли для подписания Соглашения. В этом утверждении присутствует некая доля правды. Ведь раньше именно благодаря давлению со стороны руководящих институций ЕС вопрос Гибралтара был урегулирован и не влиял на подписание международных соглашений.
Но если провести более детальный анализ ситуации, окажется, что не только Украина ждет решения вопроса с Гибралтаром.
После обострения отношений между двумя членами ЕС в ловушку также попал второй пакет инициативы Единого Европейского Неба, целью которого было объединение национальных воздушных коридоров для создания более коротких траекторий полетов и сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу.
Закрытые переговоры украинской и европейской дипломатии не принесли должных результатов. Для решения проблемы необходима публичная адвокация подписания Соглашения с привлечением украинской общественности и СМИ, привлечение к лоббированию президента и премьер-министра Украины. Стоит активизировать двусторонние переговоры Украины с отдельными странами-членами ЕС, а также их национальными авиаперевозчиками о взаимной либерализации воздушного пространства.
В то же время Мининфраструктуры и Госавиаслужба не должны сидеть сложа руки в ожидании подписания Соглашения. А уже сейчас следует составить план его имплементации в части гармонизации законодательства Украины с нормативной базой ЕС, что, кстати, предусмотрено Указом президента Украины от 4 сентября 2015 года № 535/2015 . Действия Украины, направленные на подписание Соглашения, должны быть видимыми и публичными. А намерения — подкрепленными реальными действиями власти.