Извилистая дорога: перспективы развития инфраструктуры в Украине

Зa 25 лeт нeзaвисимoсти Укрaины трaнспoртнaя oтрaсль пoстaвилa нeскoлькo рeкoрдoв и aнтирeкoрдoв. Нo, нeсмoтря на все неудачи, Украине еще предстоит доказать, что она является европейской страной с высокоразвитой инфраструктурой. Сегодня транспортная отрасль все еще нуждается в развитии и открыта для многомиллиардных интересных инвестпроектов.

Морские сети

Так, в морской отрасли за время независимости Украины из-за коррупционных схем успело обанкротиться крупнейшее предприятие 90-х годов — Черноморское морское пароходство, 10 речных портов получили статус акционерных обществ, в морских портах появились стивидорные компании, которые на сегодняшний день обрабатывают порядка 66% грузов и являются основными инвесторами.

В 2000-х морская отрасль успела поставить несколько рекордов. Так, в 2007 году морские торговые порты Украины впервые превысили наивысший показатель по грузообороту времен СССР — 123,7 млн тонн против 12,4 млн тонн в 1990 году. А в 2014 году порт «Южный» стал самым глубоководным в акватории Черного моря. Порт может принимать суда с осадкой 18,5 м. Уже в 2015 году порт впервые обслужил крупные суда типа Newcastlemax, грузоподъемность которых превышает 200 тыс. тонн. В последующие годы администрация порта «Южный» планирует углубить дно до 21 метра.

Еще одно ключевое для морской отрасли событие состоялось в 2012 году — был принят Закон «О морских портах Украины», а уже в июне 2013 года заработало новое государственное предприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), которое объединило 18 морских портов и филиал «Дельта-лоцман». Новый госорган в 2015 году запустил процесс дерегуляции в морпортах, которая призвана значительно сократить процедуру оформления судна в порту и сэкономить бизнесу около 5 млрд грн в год.

Дерегуляция также предполагает передачу в концессию либо приватизацию 13 государственных стивидорных компаний, оперирующих в морских торговых портах страны. Запуск концессионного механизма облегчит привлечение инвестиций в морскую и железнодорожную отрасли и откроет новые возможности для государственно-частного партнерства. Пилотные проекты концессии планируют провести в Херсонском морском торговом порту и в порту «Октябрськ» в Николаеве. Кроме того, в ближайшем будущем АМПУ могут реформировать и разделить на отдельные юрлица-администрации морпортов, а саму администрацию акционировать, соответствующий законопроект появился на сайте Верховной Рады в феврале 2016 года. Кроме того, планируется создать администрацию речного транспорта.

Покорители воздуха

Для авиаотрасли 25 лет независимости запомнились масштабной реформой аэропортов, в результате которой аэродромы и терминалы были переданы в коммунальную собственность, а 21 декабря 1988 года свой показательный полет совершил первый крупнейший транспортный самолет Ан-255 «Мрия». В июле 2008 года в Украину зашел первый иностранный лоукост Wizz Air, к 2011 году появились Wind Jet, Cimber Sterling, flydubai, AirArabia, Onur Air, Pegasus Airlines, ВИМ-АВИА и «Авианова». В последующие годы список пополнили Norwegian, Vueling.

В 2015 году авиаотрасль была на слуху благодаря беспрецедентному за все годы независимости прекращению авиасообщения между Украиной и Россией. В результате запрета, по подсчетам бывшего главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка, только «Украэрорух» потерял $8-10 млн. В то же время в 2015-2016 годах Украина подписала договора об «открытом небе» с рядом стран.

К тому же новыми свершениями порадовало авиаконструкторское бюро «Антонов», которое спроектировало новый транспортный самолет Ан-178 грузоподъемностью 18 тонн со скоростью 825 км/ч и заключило контракты на его поставку в Ирак, Китай, Саудовскую Аравию и Азербайджан. Также в сентябре 2016 года «Антонов» получил право осуществлять чартерные грузовые авиарейсы в США, это открыло украинцам возможность перевозить многокилограммовые грузы наравне с американскими компаниями.

Голубой вагон качается

В железнодорожной отрасли настоящий прорыв состоялся в 2002 году, когда Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) выпустил поезд, который разгонялся до 140 км/ч. Тем самым «Столичный экспресс» открыл эру скоростного ж/д сообщения в Украине. Уже в 2012 году железнодорожный парк пополнили поезда Hyundai и Skoda, которые умеют разгоняться до 160 км/ч. В целом пик вагоностроения Украины пришелся на 2010-2011 года, когда украинские предприятия выпустили 52700 новых вагонов, к сравнению за 2015 год в Украине произведено всего 1054 вагона. В 2016 году переформатирование предприятия «Укрзализныця» (УЗ) в экспорта и транзита, по вашему мнению, являются наиболее перспективными для восстановления и развития роли Украины в глобальном движении грузов?

Украина никогда не принимала активного участия в глобальном движении грузов. А сейчас транзитный потенциал Украины очень условное понятие. С учетом конфликта с Россией единственное перспективное направление — это с моря на западные погранпереходы, но для этого в портах и погранпереходах необходимо развивать терминалы для авто- и ж/д транспорта.

Алексей Сошенко, партнер Redcliffe Partners

Какие типы транзакций при участии компаний сектора происходят чаще всего?

Наряду с сельским хозяйством инфраструктура Украины является одной из наиболее перспективных для иностранных инвесторов отраслей экономики. В последнее время мы сопровождаем больше проектов, связанных с развитием морских портов.

Интерес инвестора очевиден — это расширение экспортных мощностей, что существенно увеличивает доходность экспортно ориентированного бизнеса. В качестве примера можно привести недавно закрытую сделку между Банк) и GNT Group. По условиям сделки, Банк выделяет до $40 млн для целей увеличения пропускной способности перевалочного терминала, используемого компаниями GNT Group в Одесском морском порту.

Удачным продолжением тенденции стали также анонсированные планы ЕБРР и МФК выделить до $74 млн суммарно совместному проекту MV Cargo и Cargill под сооружение инновационного терминала в морском порту Южный.

Как вы оцениваете нормативно-правовое регулирование отрасли?

Регулирование отрасли нельзя назвать идеальным, однако есть ряд позитивных тенденций. Фундамент нормативно-правового регулирования инфраструктурных проектов — это законодательство о государственно-частном партнерстве и концессиям. На этом уровне, в принципе, можно дать положительную оценку действующему законодательству. В конце февраля вступили в силу изменения к профильному закону «О государственно-частном партнерстве» (закон о ГЧП), которыми был существенно улучшен регуляторный механизм последнего. На очереди также новое законодательство о концессии, разработку которого финансирует ЕБРР.

Тем не менее, если по структуре действующего законодательства спуститься уровнем ниже закона о ГЧП, видно, что для успешной реализации инфраструктурного проекта необходимо обеспечить его полное соответствие десяткам других нормативных документов. Речь идет о подзаконных актах, содержащих, среди прочего, процедуры получения необходимых разрешений и оформления проектной документации, требования по безопасности объекта, включая экологические нормативы, вопросы валютного регулирования, налогообложение.

Правильная оценка регуляторных рисков по этим актам, а также грамотное построение работы по продуктивной коммуникации с государственными органами, являются ключевыми для окупаемости капиталовложений в украинскую инфраструктуру.

Разумеется, не все инфраструктурные проекты реализуются с использованием ГЧП, некоторые примеры уже обсуждались выше. Однако эффективно работающий механизм ГЧП позволил бы ускорить развитие инфраструктуры страны.

Существуют ли регуляторные стимулы в отрасли?

По части базового законодательства, — да, некоторые стимулы предусмотрены. Они изложены, в частности, в разделе V закона о ГЧП и включают, например, положения о том, что иностранные инвесторы пользуются полными правами и обязанностями национальных субъектов хозяйственной деятельности (национальный режим). Закон о ГЧП также обязывает государство гарантировать соблюдение прав и законных интересов инвесторов. Если такие права или законные интересы были нарушены, то инвестор имеет установленное непосредственно в законе о ГЧП право на компенсацию ущерба в полном объеме.

Какие основные регуляторные барьеры в отрасли?

Помимо злободневных вопросов коррупции в разрешительной системе, много сложностей для игроков сектора создает земельное законодательство и связанные с ним разрешения. Еще одной болевой точкой для инфраструктурных проектов является проблема неэффективной коммуникации регулятора с инвестором по ходу реализации проекта.

Мы рекомендуем инвесторам уделять отдельное внимание структурированию взаимоотношений и коммуникаций с органами государственной власти в Украине, так как подходы последних к работе с инвесторами все еще являются излишне консервативными. К слову, этот фактор снижает инвестиционную привлекательность Украины так же существенно, как и законодательные барьеры.

Наиболее серьезные правовые риски для компаний отрасли — это…

…нарушение процедур получения необходимых разрешений и согласований, особенно в земельной сфере, неполное соответствие проекта экологическим нормативам и нормативам по безопасности, некорректное ведение проектной документации, коммуникация с органами государственной власти, антикоррупционный комплаенс.

Автор: Оксана Задорожная

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.