Стoличнaя oблaсть oбoгнaлa Киeв пo числу стрoящиxся жилыx комплексов. В каталоге новостроев ЛУН.ua предлагаются квартиры в 262 ЖК в разных районах области и 232 в самом Киеве.
Больше всего жилых комплексов — 112 – строится на расстоянии от 5 до 10 км от границ столицы. Поближе можно прикупить квартиру в 52 строящихся домах, подальше — в 71.
«Концентрация ЖК на правобережье всемеро превышает предложение на левом берегу. Однако именно «левобережные» Бровары и Борисполь в ближайшее время будут активно застраиваться», — отметил UBR.ua коммерческий директор ТОВ «Альянс Новобуд» Владимир Даниленко.
Пока же безусловный лидер — Киево-Святошинский район (169 новостроев). А по городам больше всего объектов возводится в Ирпене (81), Буче и Софийской Борщаговке (по 21 ЖК), Борисполе — 18, Броварах — 11, Петропавловской Борщаговке — 9, Гостомеле — 7.
Большинство застройщиков предлагает жилье эконом-класса, лишь 13% ЖК позиционируются как бизнес-класс.
Чем привлекает пригород
Как свидетельствуют данные исследования «Альянс Новобуд», интерес к недвижимости в городах-сателлитах столицы продолжает расти. Основной причиной остается ценовой фактор: средняя стоимость квадратного метра в июле, по данным ЛУН.ua, в пригороде составила 11,5 тыс.грн./кв.м., что почти вдвое меньше аналогичного показателя на строящееся жилье эконом-класса в столице — 22,4 тыс.грн./кв.м.
Чем ближе к столице — тем дороже квадраты: до 5 км — 12,6 тыс.грн, от пяти до десяти —11,4 тыс.грн, от 10 до 20 км — 10,7 тыс.грн.
Значительная доля квартир, в некоторых объектах до 70%, — однокомнатные малометражки.
«С бюджетом 300 тыс.грн. вполне можно выбрать достойное жилье в объекте, что сдается через полгода-год», — отметил Даниленко.
При этом сохраняет жилье в пригороде и инвестционную привлекательность.
«Если вложить средства в начале реализации проекта, то на выходе можно продать с 40%-й прибылью», — говорит Даниленко.
Достигается такой «ивестционный» эффект прежде всего большой скоростью реализации проектов, пояснил управляющий директор ARPA Real Estate Михаил Артюхов.
«На местах гораздо проще договориться — и по земле, и по разрешениям. Плюс большинство проектов пока либо некрупные, либо реализуются очередями, поэтому строятся быстро», — отметил Артюхов.
Однако, по наблюдениям Даниленко, в состоявшихся городах-спутниках, как Бровары, большая часть покупателей –жители самого города и близлежащих территорий.
«Каждая четвертая семья нуждается в срочном решении жилищного вопроса. Очень типичная ситуация — в одной квартире живут три поколения, для них вопрос разъезда крайне необходим. И покупка малометражного жилья — та самая «первая квартира», которая может дать старт счастливой жизни», — считает Даниленко.
Но интресуются такими объектами и киевляне.
«От Броваров до ближайшей станции метро быстрее чем от Троещины, утром добраться можно за 25 минут», — приводит довод Даниленко.
По мнению же Артюхова, самый большой спрос на квартиры в пригороде — со стороны жителей регионов, видящих свое будущее и карьеру в столице.
«Желание жить поближе к столице есть, но бюджет крайне ограничен. Сейчас уже за 9 тысяч долларов можно найти квартиру в пригородных комлексах», — заметил Артюхов.
Как конкурируют за покупателя
Кроме цены и локации пригородные комплексы сражаются за внимание потенциального покупателя сервисом и инфраструктурой. Из тенденций сезона — предложение готовых квартир с отделкой. «Интергалбуд» перенес эту практику в пригород в проекте «Гатне». По оценкам менеджеров компании, вариант «с ремонтом и кухонной мебелью» выбирают уже почти половина покупателей. Предлагают такой вариант и другие застройщики, есть такая опция у ЖК «Villa Sofia».
Вопрос где хранить автомобиль для жителя пригорода важен. Но пока, как показывает исследование ТОВ «Альянс Новобуд», в пригороде слабо развивается строительство надземных многоуровневых и подземных паркингов.
«Подобные решения в топ-10 городах пригорода предлагают только 10% жилых комплексов. По позиции «наземные многоуровневые паркинги» лидер Бровары, здесь 9% комплексов предлагают такие места хранения машин. В Борисполе и Вишневом подземные паркинги есть у 13% ЖК», — рассказал Даниленко.
По мнению Артюхова, парко-места станут лишь одним из вариантов конкурентной борьбы за платежеспособного покупателя.
«Локальная инфраструктура — это то, чем можно выделиться. Бассейны, спортивные площадки, скверы — мы все это увидим в ближайшем будущем. Один из плюсов пригородных комплексов, это их индивидуальность, здесь больше видно творчества архитекторов. Недавно, кстати, видел проект, где первый этаж отдан под гаражи, а выше — квартиры», — рассказал Артюхов.