Влaсти ищут пoвoд пeрeкрoить тaющиe нa глaзax дeньги для субсидий. В Вeрxoвнoй Раде зарегистрирован законопроект №5146 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно мониторинга соответствия социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами реальным объемам пользования)».
Нормы «с потолка»
Главное предложение, которое инициировал автор документа народный депутат Евгений Мураев, — не реже одного раза в пять лет оценивать, насколько соответствуют реальным объемам потребления государственные социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами (а именно на основе них государство начисляет субсидии).
Сейчас эти социальные нормативы установлены постановлением Кабмина Украины №409 от 6 августа 2014 года.
В частности, для холодной воды определена социальная норма 2,4 куб. м в месяц на человека (если поставляется горячая вода) и 4 куб. м. (если нет горячей воды более чем 14 дней или она не поставляется вообще). Плюс устанавливаются корректирующие коэффициенты, в зависимости от области и высотности здания.
Откуда взялись такие социальные нормы? Как сообщил Мураев в пояснительной записке к законопроекту, в основу правительственного постановления легли «выводы Левицкого», который действовал по заказу USAID (договор №МНР/06-13; контракт №ЕЕР-и-09-03-00006-00)». Причем г-н Левицкий в исследовании использовал данные за период с октября 2011 года по сентябрь 2012 всего по 12 городах или районах. Выбор точек исследования мало понятен и не охватывает все регионы. Например, восток страны представляет Днепропетровская область (Амур-Нижнеднепровский район самого Днепропетровска, город Желтые Воды и Апостоловский район), в Житомирской области исследовали Бердичев и Коростень, Володарск-Волынский и Овручский районы. В Киевской области выбрали Яготинский район и город Переяслав-Хмельницкий, также изучили Центральный район города Винницы. На западе страны — Ивано-Франковск и Самборский район Львовской области.
«Субсидию дают по социальным нормам, а они сейчас зачастую ниже, чем реальное потребление. Где-то в эти цифры люди укладываются, но в среднем по стране они занижены. И это неудивительно. Кто обосновывал эти так называемые социальные нормы? Общественная организация по гранту USAID сделала некую работу, которая охватила 0,04% территории страны», — отметил UBR.ua глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
Для сравнения: в стране сейчас 30,3 тысяч административно-территориальных единиц, а именно 490 районов, 460 городов, 111 районов в городах, 885 поселков городского типа, 28 385 сельских населенных пунктов. И все это разнообразие жилищных условий и климата было приравнено к 12 районам и городам, которые даже не представляют все регионы.
По мнению эксперта, необходимо вернуться к постановлению Кабмина №630 от 2005 г., которое прописывает порядок предоставления коммунальных услуг, где предусматривалось два способа оплаты услуг — по счетчикам, а если их нет — по нормам потребления.
«В основу норм потребления ложилось научное обоснование, они разрабатывались НИИ при Минрегионе. И они выше, чем так называемые социальные нормы, устанавливались местными органами исполнительной власти. Почему бы не привязать субсидию к нормам потребления?» — вопрошает Скубченко.
А если эти нормы кажутся излишне устаревшими, то их можно пересчитать.
«Но это должно быть не освоение гранта, а государственный заказ, который выполнит профильное НИИ с понятной методикой, изучением параметров во всех регионах», — подчеркивает Скубченко.
Сколько света и воды оплатят бедным?
В Ассоциации городов Украины считают, что изменения, предложенные депутатом Мураевым, необходимы.
«Однако, к сожалению, законопроектом не прописан механизм мониторинга, а значит, увы, работать он не будет», — говорит аналитик в сфере социальных стандартов Ассоциации городов Украины Александр Пыльтяй.
Он подтвердил, что подобные исследования уполномочен проводить Минрегион, однако, считает эксперт, у того нет возможности организовать столь масштабную работу. Однако глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко считает иначе.
«Минрегион каждый год получает из госбюджета средства на научно-исследовательские работы, и было бы логично, чтобы они осваивались на системную работу, касающуюся всех без исключения граждан Украины», — отметил Скубченко.
Пока же, он подчеркивает, мы видим примеры волюнтаристского отношения к социальным нормам.
«Весной, помните, социальная норма на газ повышалась, затем понижалась. Безо всякого обоснования. Если не будет научно-обоснованной базы, мы сможем видеть такие рывки по любой позиции, будь то вода или отопление. А учитывая, что именно социальные нормы — основа начисления субсидий, кто гарантирует, что их не сократят до символических показателей? А это уменьшит и число людей, которые смогут воспользоваться субсидиями», — предупреждает Скубченко.
«В случае если этот закон будет принят, для получателей субсидий это ровным счетом ничего не изменит. Но когда — будет проведен мониторинг, то вероятней всего, будут изменены коэффициенты корректировки в зависимости от регионов и типа стен», — говорит Пыльтяй.
Он подчеркнул, что только установка индивидуальных счетчиков, того же газа, или тепловых хотя бы на дом, помогут оценить фактическое потребление услуг.
«Все остальное — средняя температура по палате. И в субсидии включается и плата за соседа, который в доме не живет, но его квартира отапливается», — подчеркнул Пыльтяй.
Когда может быть проведен первый мониторинг? Если закон будет все-таки принят, то Кабмин обязан в течение трех месяцев после его вступления в силу разработать порядок проведения оценки, уточнить насколько соответствуют реальным объемам пользования социальные нормативы, на основе которых государство предоставляет льготы и устанавливает субсидии. Еще три месяца дается на проведение собственно мониторинга. Таким образом, в идеале спустя полгода после принятия этого закона будут изменены соцнормативы.
«Уменьшатся они или увеличатся — пока неясно. Главное, чтобы был предложен механизм, который бы не вызывал вопросов к методике и исполнению», — подчеркивает Скубченко.