Дмитрий, вы нe тaк дaвнo были нaзнaчeны нa дoлжнoсть гендиректора. Какие себе ставите задачи на новом посту?
Действительно, последняя моя позиция была связана с региональными продажами и дистрибуцией. А вообще в компании я достаточно долго, почти 20 лет. Успел попробовать себя на разных позициях, как в Украине, так и за границей.
В каких странах работали?
Около 10 лет назад работал в России, около 5 лет — в Швейцарии. Позиции были разные, часть работы была связана с ключевыми клиентами, часть — с развитием категорий, маркетингом и дистрибуцией. Удалось кое-какой опыт накопить (улыбается).
Возвращаясь к задачам на новом посту…
Сейчас основная задача — нарастить продажи, которые упали из-за экономического кризиса, а также предложить для потребителя максимально удобный портфель продуктов. Мы активно сотрудничаем с нашими партнерами в рознице, нашими дистрибьюторами, чтобы совместно развивать бизнес в Украине. С другой стороны, не менее важная для нас задача, — продолжить развивать нашу команду.
Давайте поговорим о том, как сказались на работе компании экономический кризис и политическая нестабильность в Украине, потеря Крыма и Донбасса. Как вы справляетесь с кризисом?
Наш бизнес напрямую привязан к благосостоянию украинцев и к их покупательной способности. Если она падает, мы это сразу видим по нашим продажам. Последние несколько лет были непростыми. Люди вынуждены экономить, и достаточно сильно, в первую очередь за счет переключения на более доступные в плане цены продукты.
То есть, вы заметили переход от более дорогой продукции к более дешевой?
Конечно, это была одна из основных тенденций. Например, у нас в портфеле стиральных порошков есть несколько ценовых сегментов. Покупатели переходят на более доступный ценовой сегмент. Вторая тенденция — люди стали меньше использовать некоторые продукты, экономить. Мы ежемесячно проводим анализ покупательских предпочтений и заметили третью тенденцию — многие потребители переходят на маленькие упаковки. Они дешевле, у покупателей не всегда есть деньги на большие упаковки.
Ну и еще один важный момент — покупатели отказываются от тех продуктов, которые не обязательные, к примеру, от средств по уходу за телом или волосами. Падения в таких категориях было больше, чем в общем по рынку.
Уточните объемы падения продаж по итогам 2015 года по сравнению с 2014-м.
Где-то на 15% в объеме (в штуках).
Насколько упали продажи за последние два года, если сравнить с продажами до оккупации Крыма и Донбасса?
Если в объеме — то где-то на четверть, если в деньгах — то продажи даже выросли из-за импорт. Компания в Украине производит продукцию только для внутреннего рынка? Или направляет также на экспорт?
У нас в Украине работает два завода. Один — по производству продуктов женской гигиены в Борисполе, второй — в Днепропетровской области в городе Покров (ранее Орджоникидзе) по производству бытовой химии и моющих средств. Динамика объемов производства в общем совпадает с динамикой продаж на украинском рынке. Из положительных моментов — мы в этом году начали экспортировать в большее число стран.
В какие страны экспортируете продукцию?
На сегодняшний день наша продукция экспортируется в более чем в 30 стран — ЕС, Средний Восток, Африка. Экспортируется продукция, произведенная в Борисполе. Завод в Покрове работает полностью на украинский рынок
Есть ли какие-то сложности при экспорте продукции в Европу?
Каждая страна имеет свои требования в плане сертификации продуктов, при выходе на новый рынок мы оформляем необходимые документы. Сложностей с поставками в ЕС нет. Мы поставляем продукцию в ключевые страны Западной Европы, такие как Франция, Германия, Испания. Экспортируется продукция и на ключевые рынки Центральной Европы — Польша, Чехия, Румыния.
На расширение экспорта повлияла