Нa рынкe элитнoй нeдвижимoсти нaблюдaeтся дeфицит ликвидныx предложений. К такому выводу пришли аналитики компании «Метриум Групп», проанализировав спрос и предложение на рынках городской и загородной элитной недвижимости.
По данным компании «Метриум Групп» количество заявок на просмотр высокобюджетных квартир и загородных домов за первые пять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросло почти на треть. При этом реальное количество продаж не изменилось. Заключению сделок мешает разрыв между ожиданиями покупателей и реально существующим предложением.
На первичном рынке элитного жилья в настоящее время в продаже находится 1 330 квартир в 44 объектах. 59% комплексов уже получили разрешение на ввод в эксплуатацию, 18% — будут построены в 2016 году, а 23% до конца 2019 года.
«На первый взгляд, значительный объем предложения на первичном рынке позволяет найти объекты, соответствующие любым запросам клиентов, — говорит Илья Менжунов, директор Департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп». – Однако жить в строящихся комплексах можно будет только через 2-3 года. Для тех, кому нужно решить квартирный вопрос «здесь и сейчас», такой вариант не подходит. А в большинстве готовых комплексов все лучшие лоты по выгодным ценам были раскуплены ранее – на начальных и средних стадиях строительства. На оставшиеся ликвидные объекты в готовых ЖК застройщики ставят максимальный «ценник», и для многих клиентов стоимость этих квартир выходит далеко за рамки имеющегося бюджета».
По данным «Метриум Групп» наибольшее число запросов от клиентов на рынке элитной недвижимости поступает на трехкомнатные квартиры площадью 100-150 кв. м и стоимостью до 50 млн рублей. Такое жилье является наиболее ликвидным, и продается быстрее всего. На первичном рынке, такие предложения можно найти только в шести комплексах.
«На вторичном рынке цены на квартиры такого метража в современных элитных домах, расположенных в престижных районах, как правило, начинаются от 70 млн рублей, — отмечает Илья Менжунов. – Делать скидку в размере 20-30% владельцы качественных ликвидных объектов не готовы. Поэтому спрос обладателей бюджета в 40-50 млн рублей так и остается неудовлетворенным. Получается, что клиенты хотят купить то, чего нет».
Аналогичная ситуация складывается и на рынке элитной загородной недвижимости. По данным «Метриум Групп», основной спрос приходится на компактные объекты площадью до 350 кв.м стоимостью до 50 млн рублей, с участком в 15-20 соток и качественным ремонтом. При этом согласно запросам клиентов, «идеальный дом» должен быть расположен в современном охраняемом поселке на престижном направлении – Рублево-Успенском или Новорижском шоссе в пределах 30 км от МКАД.
«Общее количество лотов на первичном и вторичном рынках загородной недвижимости в настоящее время превышает 3000, — рассказывает Илья Менжунов. – Однако тех, которые соответствуют запросам большинства потенциальных клиентов, буквально единицы. По итогам 2015 года средняя площадь коттеджей, выставленных на продажу на первичном рынке, составляла 730 метров. Это в 2-2,5 раза больше площади дома, соответствующего сегодняшним запросам покупателей. Средняя стоимость лотов класса премиум в конце 2015 года составляла $1,8 млн, что тоже более чем в 2 раза превышает цену, которую сегодня готовы заплатить за загородный дом большинство клиентов».
Таким образом, главной причиной сложившейся ситуации является колоссальный разрыв в представлениях покупателей и продавцов о том, что такое справедливая цена. Многие потенциальные клиенты считают, что в докризисные годы цены на элитное жилье была значительно завышены. Поэтому они хотят воспользоваться моментом и купить объект, о котором с имеющимся бюджетом два-три года назад невозможно было и мечтать. Но большинство владельцев элитных квартир и домов медленно адаптируются к изменениям, происходящим на рынке. Как правило, они имеют в собственности несколько объектов дорогой недвижимости, и проблемы «где жить» для них не существует. Поэтому скорость совершения сделки для них не так важна, как возможная упущенная выгода – отрицательная разница между ценой покупки и ценой продажи в долларовом эквиваленте. В результате, на рынке представлены десятки объектов, которые выставляются годами, но так и не находят своего покупателя.
«Покупатели ждут, что из-за кризиса элитная недвижимость будет стоить в два раза дешевле, — резюмирует Илья Менжунов. – Поэтому многие начинают смотреть объекты в более высоком ценовом диапазоне, заведомо не располагая достаточным бюджетом, в надежде скинуть 40-50% от изначально заявленной цены. Так как в подавляющем большинстве случаев это не удается, они «уходят в тень», ожидая, пока стоимость жилья будет соответствовать их ожиданиям. Продавцы, в свою очередь, пока не готовы подогнать свои цены под реалии рынка, и занимают «оборонительную позицию». Поэтому по мере «вымывания» с рынка наиболее ликвидных объектов, покупателям станет все сложнее находить варианты с оптимальным соотношением цены и качества».