Укрaинa всeгдa мoглa пoxвaстaть нe тoлькo свoeй тяжелой и аграрной промышленностью, но и фармацевтической отраслью. Так, на конец 2015 года работало 620 украинских фармацевтических производителей, которые занимались выпуском препаратов made in Ukraine. А по словам самих игроков рынка, внутреннее производство может обеспечивать до 80% потребности Украины в лекарствах.
Так почему при таком развитом промышленном комплексе о фармацевтической отрасли как о драйвере экономики заговорили лишь недавно? Все дело в том, что в стабильной экономической ситуации большая часть потребителей при выборе лекарств обращали внимание исключительно на импортные, так как считали их более качественными.
Начиная с 2013 года, в условиях импорта для населения стала недоступна. Немаловажную роль в поддержке местного фармпроизводства сыграло введение 7% НДС при импорте лекарств. Цены на зарубежные препараты, по данным Proxima Research, взлетели в среднем до 107 грн за упаковку (данные за 2015 год). Покупатель начал смотреть в сторону украинских лекарств, средняя стоимость которых в этом году составляла 22,7 грн за упаковку. К тому же ведущие фармпроизводители в 2000-х годах перешли на европейские стандарты производства лекарств. Такой шаг позволил препаратам не только подняться в глазах украинского потребителя, но и котироваться на мировых рынках.
Все эти факторы привели к тому, что уже к концу 2015 года продажи украинских лекарств как в натуральном выражении, так и в деньгах достигли своего максимума. Украинские производители продали 767 млн упаковок лекарств, что составляло 76,7% от продажи всех лекарств на внутреннем рынке. В гривневом выражении доля продаж украинских фармпроизводителей выросла до 40,9% — 17,4 млрд грн. Доля продаж украинских лекарств продолжила расти и в 2016 году.
Кроме продаж на внутреннем рынке, украинские производители экспортируют свою продукцию. Только за первое полугодие 2016 года на экспорт было отправлено почти 5 тыс. тонн лекарств отечественного производства (данные Госстата). При этом фармпроизводители завели в Украину $81,4 млн валютной выручки. Основными покупателями украинских лекарств остаются страны СНГ. В последнее время новыми покупателями для Украины становятся страны Евросоюза.
Фармарынок Украины
- Для просмотра инфографики в полном размере кликните по картинке
Александр Партышев, коммерческий директор Корпорации «Артериум»
Какие основные этапы развития фармацевтического рынка вы можете выделить?
Первый этап — это стремительный выход на украинский рынок огромного количества иностранных лекарств, осознание отечественными производителями сложившейся конкуренции и полная перестройка всех их внутренних механизмов в этих условиях. В этом периоде украинская фармпромышленность провела техническую модернизацию, научилась современным методам разработки и продвижения лекарственных средств.
Второй этап — при неизменном импортозамещении генерических продуктов украинские производители берут курс на закрепление на традиционных рынках СНГ. Наша стратегия в данном направлении — развитие сложившегося доверия потребителей этих стран к высокому качеству наших лекарственных средств. Также происходит капитализация на этих рынках достижений наших ведущих брендов в Украине. Некоторые продукты «Артериум» на экспорт продаются в больших количествах, чем в Украине.
Третий этап только начинается. Наши предприятия понимают, что выживание в условиях глобальной конкуренции обеспечивается более широким географическим присутствием. Только так можно сгенерировать достаточно ресурсов для построения инновационной модели развития. Осваиваются рынки Юго-Восточной Азии, Европы и Латинской Америки.
Обозначьте момент, в который фармацевтика стала экономически успешной отраслью.
Фармацевтика всегда была успешной отраслью. При этом необходимо отметить, что конкуренция заставляет направлять всю прибыль в разработку новых продуктов, производство, повышение качества процессов и продуктов. Ведь требования к этим вопросам у нас в стране не уступают ни европейским, ни мировым.
Как вы считаете, на сегодняшний день на какой стадии развития находится отечественная фармацевтика, если сравнивать с мировым рынком?
В Украине уже внедрены и соблюдаются европейские требования к производству и качеству лекарственных средств.
С какими сложностями столкнулся рынок сегодня?
В первую очередь это квалифицированные кадры. Практически весь процесс обучения персонала компании проводят сами.
Кроме того, определенные трудности существуют из-за отсутствия в Украине развитого финансового рынка. Есть сложности в привлечении средств на долгосрочные проекты развития.
По какому пути должен развиваться рынок в ближайшие 5 лет, чтобы продолжить свой рост?
Сейчас мы наблюдаем органический рост, и он будет продолжаться. Наверняка необходимо скорейшее внедрение известных и работающих во всем цивилизованном мире механизмов страхового и/или государственного возмещения стоимости лекарственных средств конечному потребителю. Это, в комплексе с систематическим внедрением всеми без исключения, операторами рынка стандартов качества производства, промоции и реализации лекарств, должно обеспечить рост до уровня развитых стран. Следует помнить и о развитии медицинских стандартов в стране, поскольку фармацевтическая индустрия следует за потребностями медицины.
Дмитрий Федорук, партнер Редклифф Партнерз
Какие типы транз