Киeв нaкoнeц-тo вeрнул сeбe пoлнoмoчия aрxитeктурнo-стрoитeльнoгo кoнтрoля. Новые/старые функции помогут эффективней и быстрее противостоять незаконной застройке.
«Если раньше первичные разрешительные документы, в частности, право на землю, градостроительные условия и ограничения, выдавал город, а декларацию или разрешение — Главная архитектурная строительная инспекция (ГАСИ), то теперь КГГА сможет скоординировать и согласовать эти процессы. Имея под рукой весь массив градостроительной информации и кадровый ресурс, власть способна эффективно контролировать работу строительных площадок, выявлять нарушения градостроительного законодательства если таковые имели место и способствовать процессу привлечения нарушителей к ответственности», — пояснил председатель Госархбудинспеции Алексей Кудрявцев.
UBR.ua пообщался с директором департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля КГГА Еленой Марченко
Какие же документы вам передавала ГАСИ?
Все, выданные ими с 2011 года – декларации, разрешения, декларации по вводу в эксплуатацию, результаты проверок. Мы все это сейчас будем анализировать-систематизировать, это значительный объем, около 4,5 тысяч разрешительных документов. Для тех случаев, когда документы выданы/получены меньше, чем три месяца назад, мы сможем провести проверки достоверности данных. Если, конечно, возникнут какие-либо сомнения относительно достоверности поданных данных.
Какие полномочия у вас есть?
В рамках реформы децентрализации нам делегированы разрешительно-регистрационная и контрольная функция. То есть мы будем регистрировать и давать документы на старт работ и введение их в эксплуатацию, а также контролировать работы по объектам первой-четвертой категории сложности.
Сколько у вас сейчас сотрудников?
По штату 36, уже работает 21. Очередной конкурс на вакансии огласим в понедельник.
И все же, какие будут ваши первые шаги?
Самые главные наши планы – уже сегодня выполнять все полномочия. Никаких заминок не должно быть. Мы уже готовы регистрировать декларации и выдавать разрешения, наши регистраторы получали коды доступа для внесения данных в единый реестр документов.
И повторюсь – все новые объекты, которые у нас вызовут сомнения, будут сразу проверяться . Вся наша работа будет направлена на то, чтобы недобросовестных застройщиков стало меньше. Главная задача — не допустить появления новых проблемных объектов.
Огромный кусок работы — реагирование на обращения , касающиеся уже существующих объектов. Их и до передачи поступало достаточно много – от рядовых граждан, от общественности, от народных депутатов Украины и депутатов Киевского городского совета – еще до того, как нам передали полномочия. А теперь, очевидно, количество обращений только увеличится.
Нередки ситуации, когда застройщик подал документы на строительство, например, офисного центра, а через полгода начинает продажу квартир по этому адресу. Как вы будете бороться с такой махинацией?
Мы будем действовать строго в рамках определенных законом полномочий. Есть плановые проверки. И самим решать, куда идти внепланово – не в наших полномочиях. Одним из оснований проведения внеплановых проверок служит обращение физических и юридических лиц на какие-либо нарушения со стороны застройщика, на которые мы будем и обязаны реагировать.. Тогда после проверки, в случае если упомянутые факты подтвердились, мы имеем право остановить стройку, можем аннулировать декларацию, разрешение и привлечь виновного к ответственности.
Больной для столицы вопрос ветшающих исторических зданий – ваша функция?
Фактически – да, но на практике у нас нет для этого инструмента. Мы направили запрос в Минрегион, с просьбой прописать, процедуру осуществления контроля за соблюдением порядка проведения обследования объектов во время их эксплуатациипроведения. Поддерживать свое здание в нормальном состоянии — задача балансодержателя. Есть в законе о регулировании градостроительной деятельности такое понятие, как паспортизация объектов. Этот механизм помог бы контролировать и принуждать собственников или балансодержателей зданий приводить их порядок.
И даже предусмотрено, что контроль за соблюдением порядка проведения обследования объектов во время их эксплуатации возложен на Госархконтроль, то есть это наши функции. Но порядок осуществления такого контроля на сегодня не разработан и не утвержден Кабмином.. А без этого документа мы не можем надлежащим образом осуществлять эти функции.
Можно ли разработать и утвердить временный порядок паспортизации зданий на местном уровне, того же Киевсовета?
Увы нет. Законом прямо прописано, что его должен утвердить Кабмин. Если бы была прописана возможность местных правил, Киев обязан был бы сделать это первым. Это такая же важная проблема, как и долгострои.
Как Госархконтроль способен решить проблему долгостроев?
На сегодня создана комиссия по решению проблемных вопросов по объектам незавершенного строительства, возглавляет ее Александр Спасибко. Во исполнение протокольного поручения этой комиссии в каждом районе есть рабочие группы, которые занимаются долгостроями и проблемными объектами. Наши инспектора принимают участие в работе этих групп, в том числе по проблемным объектам, где будет необходима наша реакция.
Вы назовете эти объекты?
Пока все на стадии обработки информации…