В Украине предлагают реформировать юридическое образование — Meget.kiev.ua — 12.11.2020

В Укрaинe прeдлaгaют рeфoрмирoвaть юридичeскoe oбрaзoвaниe

Сoкрaтить количество юридических вузов, ликвидировать специальность "Международное право" и проводить обучение на специальности "Право" только со степени магистра и на дневной форме.

Комитет Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций опубликовал проект Концепции развития юридического образования в Украине.

Авторы документа отмечают, что на сегодняшний день существует критическая отраслевая проблема — юридическая образование безнадежно устарело. В связи с этим, основной проблемой авторы видят несоответствие содержания юридического образования современным реалиям и вызовам. Как результат, многие граждане оказываются в безвыходной ситуации, столкнувшись с несправедливостью в элементарных бытовых вопросах или в связи с ведением предпринимательской деятельности.

Также авторы проекта отмечают, что часть высших учебных заведений не только не прикладывают должных усилий к формированию у студентов профессионального мировоззрения, но и часто не придают надлежащий уровень теоретическим и практическим знаниям.

Этот тезис демонстрирует тот факт, что в 2019 году почти 55% юристов-бакалавров не удосужились получить проходной балл для поступления в магистратуру, что на 21% выше показателя 2018 года.

Проект Концепции содержит 10 стратегических целей, достижение которых позволит эффективно реформировать юридическое образование.

Основные тезисы, которые авторы проекта хотят достичь в рамках этих целей:

  •  Принципиальная трансформация получения правового образования. Ликвидация специальности 082 "Международное право", а обучаться на специальности 081 "Право" смогут сделать только выпускники, уже получившие степень бакалавра и только на дневной форме. Кроме того, со временем планируется вовсе ликвидировать заочную форму обучения для юристов.
  • Введение "теста общих учебных компетентностей" по модели ЗНО. Этот тест будет альтернативой ЗНО по математике для абитуриентов на специальность "Право". Кроме того, предусматривается установление "оптимального" уровня оценок по ЗНО для поступления на юридическую специальность.
  • Привлечение юристов-практиков к разработке образовательных программ и их последующей аккредитации. Закрепление в образовательных программах актуальной информации о практике национальных и международных судов, включение в образовательный процесс практики ЕСПЧ. Углубленное изучение иностранных языков.
  • Прохождение выпускниками Единого государственного квалификационного экзамена — тестирование для проверки качества обучения. Низкие результаты выпускников приравниваются к оказанию образовательных услуг ненадлежащего качества и приводят к ответственности учреждений высшего образования, какой — неизвестно.
  • Внедрение наблюдательных советов юристов-практиков. Эффективная аккредитация образовательных программ со стороны Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и международных аккредитационных учреждений.
  • Увеличение объема практической подготовки к 30 кредитов ЕКСТ (Европейская система перевода и накопления кредитов). Внедрение инновационных форм обучения. Юристы-практики проводят отдельные курсы или занятия. Внедрение дуальной формы.
  • Содействие и контроль за соблюдением академической добродетели, создание системы предотвращения и обнаружения плагиата, системы академической ответственности.
  • Условия лицензирования образовательной деятельности будут дополнены особыми требованиями для обучения по специальности "Право".

Еще одной ключевой позицией Концепции является идея сокращения количества высших учебных заведений, которые будут проводить обучение по специальности "Право". Авторы предлагают привести количество юридических школ к «оптимальному» количеству, исходя из численности населения и количества таких заведений в странах ЕС.

По данным МОН, по состоянию на 2018 год в Украине почти 300 учебных заведений предоставляли образовательные услуги в сфере правоведения. По информации LLM Guide, в Европейском Союзе сейчас около 260 учебных заведений, где можно получить степень магистра права. То есть авторы недвусмысленно намекают на нужды сократить количество юридических школ в пользу качества обучения.

Вместе с тем, документ содержит идею размещения бюджетных мест по алгоритму адресного размещения государственного заказа — бюджетные места будут распределяться по регионам, исходя из их потребностей в таких специалистах.

Исходя из логики авторов проекту, тестирование после 4 лет обучения позволяет отсеять студентов, которые не смогли или не захотели должным образом изучить материал. Это позволяет заведениям в дальнейшем не вкладывать бесполезно в них силы и ресурсы, а студентам позволяет изменить направление обучения.

Другие предложения в целом должны помочь обеспечить более эффективный учебный процесс в юридических школах. Впрочем, большинство мероприятий могут быть эффективными не только для обучения юристов, но и для многих (если не всех) других специальностей.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.