Вeрxoвнaя Рaдa гoтoвит пoпрaвки кo втoрoму чтeнию зaкoнoпрoeктoв №2554-a-д и №2555a-д, устанавливающих временные фискальные стимулы для участников индустриальных парков. Украина остается едва ли не единственной в Европе страной, где не работает ни один индустриальный парк.
Наши соседи активнее — они давно поняли преимущества такого формата, прописали на государственном уровне налоговые и прочие льготы для индустриальных парков. Сейчас в Турции их работает 260, в Венгрии — 206, в Германии — 200, в Чехии — 144, в Словакии — 87, в Польше — 83, в Румынии — 49, в России — 92, в Беларуси — 1.
А в Украине в реестре МЭРТ числится 25 индустриальных парков, но никто из них не привлек ни одного инвестора.
К примеру, как рассказал директор управляющей компании «Сезпарксервис» Владимир Панов, ИП «Соломоново» за четыре года не смог найти ни одного инвестора, несмотря на постоянные переговоры.
«Лучшее предложение по локации и инженерии даже в Европе сложно найти. 2 км до КПП с Венгрией, 500 м до границы со Словакией, на расстоянии до двух километров три железнодорожные станции. 150 гектаров подготовленной площади с собственным железнодорожным терминалом. Но мы не можем конкурировать с европейскими индустриальными парками, потому что там власти предоставляют пакеты льгот, а у нас – ни одной», — пояснил Панов.
Он считает, что принятие упомянутых законопроектов не станет нашим конкурентным преимуществом, но даст хотя бы намек, что мы тоже начинаем думать о привлечении инвесторов.
Обещаний поубавилось
Пока же наши предлагаемые «льготы» выглядят очень скромно. Законопроектами №2554-a-д и №2555а-д, с трудом (всего 227 голосов) прошедшими первое чтение, были ужаты по сравнению с первоначальной версией налоговые льготы — вместо освобождения от НДС на оборудование прошла версия о рассрочке на пять лет выплаты НДС.
Предполагается установить также такие фискальные стимулы:
- освободить на пять лет от налога на прибыль, а следующие пять лет — половинная ставка (9%);
- освободить от ввозной пошлины оборудование для индустриальных парков;
- возможность получения фискальных стимулов по налогу на недвижимость, земельному налогу и арендной плате на пользование землей государственной или коммунальной формы собственности, на которой создан ИП.
Для сравнения — Беларусь освобождает на десять лет от уплаты корпоративного налога, налога на недвижимость и земельного налога. В следующие десять лет применяется половинная ставка. Предусмотрены и другие стимулы — освобождение от импортного НДС, пошлины, льготные ставки по соцвзносам и др.
В Македонии на десять лет освобождают от корпоративного налога, НДФЛ, НДС, налога на недвижимость и акцизов. А еще инвестор имеет право ввозить сырье и оборудование на территорию ИП без каких-либо пошлин.
При этом формат индустриального парка понятен и привлекателен для инвестора. Как рассказал партнер EY Украина Богдан Ермоленко, этим летом было проведено исследование, в ходе которого опросили представителей 226 международных компаний на тему возможного инвестирования.
«29 из них сообщили, что планируют расширять свое присутствие в Украине. А 78% процентов подчеркнули, что заинтересованы в концепции индустриальных парков. Такого формата нет в Украине, и они ищут в соседних странах», — подчеркнул Ермоленко.
При этом пожелания потенциальных инвесторов прогнозируемы. На первом месте — налоговые и прочие льготы, затем — требования к участку по инженерной и транспортной инфраструктуре, наличию паркингов и складских помещений. От местных властей они хотят получать помощь в административных вопросах.
«Наши оценочные расчеты: в среднем каждые сто гектаров индустриальных парков привлекают в $200 млн. инвестиций и создают 3,5 тысячи рабочих мест. Плюс с этих производств платят налоги, около 300 млн. грн. в год», — привел цифры Богдан Ермоленко.
А по оценке главы комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, благодаря индустриальным паркам наша страна может привлечь около $8 млрд.
«Мы сможем получить достаточно быстрый эффект, ведь те компании, которые будут заходить в индустриальные парки, способны запустить производство за два-три месяца», — подчеркнула Южанина.
Инвесторы не ждут
Мэр Тростянца и один из инициаторов создания индустриального парка Юрий Бова попросил парламентариев поторопиться с принятием законопроекта.
«Недавно был в Польше, у наших партнеров. В один из индустриальных парков при нас заходило пятеро предпринимателей. И знаете, два из них были из Украины. Нашим гражданам выгоднее открывать производства в Польше! И кроме трудовой миграции, если мы срочно не изменим фискальные условия, мы будем видеть и миграцию бизнеса» — привел пример Бова.
Парламентарии призывали мэров городов и руководителей индустриальных парков озвучить свои пожелания по льготам, которые необходимы инвесторам.
Большинство просит вернуть первоначальный вариант «льготной НДС на ввезенное оборудование», а именно предусмотреть нулевую ставку, а не рассрочку на пять лет.
Директор управляющей компании «Сезпарксервис» Владимир Панов привел данные, что в экспортируемых товарах около трети стоимости составляет импортная составляющая, а в высокоточной технике — до 50%.
«Логично было бы снять НДС с сырья и комплектующих для производств в индустриальных парках. Это дало бы конкурентное преимущество по сравнению с нашими коллегами за рубежом», — предложил он.
А директор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк подчеркнул, что государство должно более осознанно подходить к такому действенному инструменту как индустриальные парки.
«Для депрессивных регионов надо предлагать несколько иные условия, чтобы стимулировать приход инвесторов именно туда. Например, в этом остро нуждается Харьков или Рени», — говорит Власюк.
Председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк огласил некоторые из инициатив, которые он намерен вынести на обсуждение во втором чтении законопроектов. В частности, предлагается для резидентов индустриальных парков снять все ограничения по продаже валютной выручки.
«Мы внесем также предложение о том, чтобы на территории индустриальных парков действовала юрисдикция международных арбитражных судов. Чтобы по требованию участника или управляющей компании индустриального парка судебный спор подлежал рассмотрению в зарубежном суде по международному праву, а его решение было обязательным в Украине», — говорит Галасюк.
Этот механизм, по мнению парламентария, повысит защищенность предпринимателей, а сами парки станут «магнитами» для прямых инвесторов.
Шансы, что законопроекты будут рассмотрены парламентариями и приняты уже в ноябре, велики, считают эксперты.
«Верю, что уже с 1 января 2017 года у регионов, наконец, будет механизм привлечения прямых инвестиций», — подчеркнул первый заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.