В нaчaлe нoября в систeмe зaкупoк ProZorro пoявилaсь инфoрмaция, чтo КП «Киeвпaсстрaнс» зaплaтилo 251,15 тыс. грн экс-глaвe Югo-зaпaднoй жeлeзнoй дороги (ЮЗЖД) Алексею Кривопишину за патент на использование городской электрички.
Эту суму «Киевпасстранс» платит Кривопишину ежегодно, начиная с 2012 года и до 2022 года.
То есть за 10 лет суммарные выплаты могут составить более 2,5 млн грн.
За что платят коммунальщики и законны ли такие выплаты, разбиралось Delo.ua.
Экскурс в историю
Как сообщает «Киевпасстранс», проект «Городская электричка» начал работу в августе 2009 года на одном участке: остановочная платформа «Троещина-1″ — станция «Киев-Петровка» (в обоих направлениях), где работало 2 состава электропоездов по Договору об организации перевозок пассажиров ж/д транспортом с ЮЗЖД.
В октябре 2011 года была начата работа «городской электрички» по кольцевому (в обоих направлениях) маршруту (задействовано 14 станций городской электрички, работало 10 составов электропоездов). Тогда еще организацией перевозок занималась ЮЗЖД.
Но в январе 2012 года ЮЗЖД передала 10 электропоездов, курсирующих в городе в режиме городской электрички, на баланс коммунального предприятия «Киевпасстранс», а железнодорожники взяли на себя ответственность содержать ж/д инфраструктуру. В разное время «Киевпасстранс» по разным причинам хотел вернуть «электричку» на баланс ЮЗЖД.
Но вместе с городскими электричками «Киевпасстранс» получил еще одну составляющую.
Полезная модель в действии
Алексей Кривопишин занимал пост начальника ЮЗЖД с 2002 года. В марте 2015 года после ряда обвинений в СМИ чиновник был уволен с занимаемой должности, однако в июле 2016 года решением суда его восстановили. Тем не менее на ЮЗЖД Кривопишин не вернулся. В СМИ поговаривают, что у него были хорошие отношения с экс-вице-премьером по вопросам ЖКХ, а ныне премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом.
Еще работая начальником ЮЗЖД, Кривопишин запатентовал Полезную модель «Способ внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом «Городская электричка». При передаче подвижного состава городской электрички «Киевпасстранс» должен был получить разрешение пользоваться «уникальной» системой организации пассажирских перевозок городским транспортом по кольцу.
«Использование Полезной модели признается предоставлением услуг по перевозке пассажиров способом внутригородских пассажирских перевозок ж/д транспортом, при котором для перевозки пассажиров по городу используется железнодорожный узел города с системой управления, магистральными колеями, станциями, остановочными платформами и электропоездами, которые обеспечивают движение электропоездов по замкнутому транспортному кольцу», — поясняется оригинальность патента Кривопишина в договоре.
Проще говоря, Кривопишин запатентовал идею курсирования городской электрички «по кольцу».
Стоит отметить, что тогдашний глава «Киевпасстранса» Николай Ламбуцкий, который занимал должность с 2001 года, был однопартийцем Кривопишина. Как сообщали СМИ в октябре 2006 года, из фракции БЮТ в Киевском городском совете вышло восемь депутатов, среди которых Кривопишин и Ламбуцкий.
Кроме того, Ламбуцкий был уволен с должности главы «Киевпасстранса» по собственному желанию в августе 2014 года, а уже в сентябре, по данным СМИ, в КГГА выявили «завышения затрат при осуществлении закупок КП «Киевпастранс»». Тогдашнее руководство КП не проводило мониторинг рыночных цен перед закупкой, что в итоге выливалось в растраты средств киевского бюджета. Кроме того, Ламбуцкому инкриминировали проведение закупок через фирмы-прокладки, исчезновение подвижного состава и т. д. Даже большее — все материалы по растратам были переданы в прокуратуру, но, скорее всего, вопрос там и «завис».
Все законно
В «Укрпатенте» объяснили, что чиновники имеют право патентовать свои интеллектуальные наработки. Согласно Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, и каждый гражданин имеет право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности.
Согласно Конституции Украины, госорганы и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
«Такими законами в сфере правовой охраны изобретений и полезных моделей является Гражданский кодекс Украины (далее — ГКУ) и ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели». В соответствии со статьей 418 ГКУ право интеллектуальной собственности — это право лица на результат интеллектуальной деятельности. Согласно ГКУ приобретение права интеллектуальной собственности на изобретение (полезную модель) удостоверяется патентом», — сообщили в «Укрпатенте».
В ведомстве уточнили, что изобретение (полезная модель) — результат интеллектуальной деятельности человека в любой сфере технологии.
«Патент на изобретение — разновидность патента, выдаваемого по результатам квалификационной экспертизы заявки, а патент на полезную модель — разновидность патента, выдаваемого по результатам формальной экспертизы заявки», — добавили в ведомстве.
Простыми словами: если заявитель хочет получить патент на изобретение, проводится квалификационная экспертиза на уникальность этого изобретения. В то же время в нашем случае патент на полезную модель выдается после «формальной экспертизы заявки», а именно «Укрпатент» без экспертизы, на основании полученных данных от заявителя и их обработки, выдал патент.
Формальная экспертиза (экспертиза по формальным признакам) — экспертиза, в ходе которой устанавливается принадлежность объекта в перечень объектов, которые могут быть признаны изобретениями (полезными моделями), и соответствие заявки и ее оформления установленным требованиям.
В «Укрпатенте» обратили внимание на то, что правовая охрана предоставляется изобретению (или полезной модели), которая не противоречит публичному порядку, принципам гуманности и морали и отвечает условиям патентоспособности.
В ведомстве отмечают, что условия патентоспособности изобретения (полезной модели) установлены статьей 7 Закона «Об охране прав на изобретения и полезные модели». Изобретение соответствует условиям патентоспособности, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и применимо в промышленности, то же касается и полезной модели.
«Также сообщаем, что проверка изобретения или полезной модели на «уникальность» законом вообще не предусмотрена», — рассказали в «Укрпатенте».
Юристы компании «єПраво» рассказали Delo.ua, что «полезная модель», с помощью которой ездит государственный транспорт, защищена патентом законно.
Вместе с тем изобретением (полезной моделью) может быть как продукт (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растения и животные), так и процесс (способ), а также новое применение известного продукта или процесса — чем «Способ внутригородских пассажирских перевозок железнодорожным транспортом «Городская электричка» и является в данном случае.
Где «зрада»?
Глядя на всю эту систему, сложно отделаться от ощущения, что в этой сделке что-то не так.
Секрет кроется не в изобретательности чиновников, а самом законодательстве. Советник, руководитель практики интеллектуальной собственности/ТМТ ЕПАП Украина Тарас Кислый объяснил, что в Украине патент можно получить на что угодно, а законодательством не прописано проверять, насколько это полезно.
«Данная ситуация похожа на своеобразное проявление патентного троллинга в извращенной форме. Дело в том, что патент на полезную модель выдают, не проверяя суть такой «полезной модели». Проще говоря, достаточно подать заявку, оплатить пошлину, и патент на что угодно у вас в кармане. Хоть на велосипед, хоть на способ написания статей в издании Delo.ua. Этим и пользуются «изобретательные» граждане, которые создают видимость правовых оснований требовать оплату за использование патента. Хотя патент — фикция чистой воды. Все это очередная тендерная схема, причем достаточно топорная», — объяснил Кислый.
К слову, это не первый случай, когда чиновники железных дорог патентируют «собственное изобретение» и после получают за него немалые суммы. По данным СМИ, экс-заместитель гендиректора «Укрзализныци» (в 2008 году) Михаил Костюк запатентовал вместе с братьями Ярославом и Богданом Дубневичами рельсовые скрепления, за которые «Укрзализныця» ежегодно платила миллионы гривен.
Вместе с тем юрист утверждает, что «Киевпасстранс» может заказать в «Укрпатенте» экспертизу, которая покажет, что патент — фикция. «После этого можно работать без какой-либо лицензии. А если изобретатель подаст иск — отменять его патент встречным иском», — отметил Кислый, добавляя, что данная ситуация может стать показательной для украинских депутатов, годами игнорирующих «дыру в законодательстве».
Судя по данным системы YouControl, такое расточительство КП «Киевпасстранс» может себе позволить — за прошлый год чистая прибыль предприятия превысила 110 млн грн. Стоит ли КП обратиться в «Укрпатент» и «разорвать» сомнительные отношения с Кривопишиным — скорее да, чем нет. Будет ли КП действовать — скорее нет, чем да.