Пo мнeнию экспeртoв ИНКОМ-Недвижимость, застройщики все больше ориентируются на внешнюю инфраструктуру.
«На самом деле это неплохая тенденция, – считает Антон Архипов. – Пусть объекты инфраструктуры и не находятся в шаговой доступности, зато они качественные. Это особенно актуально, если учесть, что увеличивается число людей, переезжающих за город на постоянное проживание, и все больше клиентов рассматривают загородную инфраструктуру как основную, которой они будут пользоваться».
Другой тренд – оптимизация площадей, отведенных под инфраструктуру в поселке.
«Растет популярность многофункциональных спортивных площадок, – приводит пример Алексей Сенчук. – Они позволяют использовать одну территорию для занятий разными видами спорта: футболом, баскетболом, волейболом и т.д. Соответственно, зимой эти площадки превращаются в катки и хоккейные коробки. Места для них тоже выбираются неслучайно: например, это может быть зона у очистных сооружений, где по санитарным нормам дома возводить нельзя».
Рассуждая о том, чья поведенческая модель в отношении инфраструктуры изменилась первой – покупателей или девелоперов, – специалисты не дают однозначного ответа.
«Это как спор о курице и яйце, – проводит аналогию Алексей Сенчук. – Покупатель сейчас не гонится за разнообразной инфраструктурой, он ищет то, что подешевле. А застройщик и рад: у него нет средств на насыщение поселка. Если бы рынок загородного жилья пребывал в состоянии десяти- или хотя бы пятилетней давности, девелоперы были бы не против строить больше объектов социального назначения».
За десять лет в поселках сократилась не только инфраструктура, но и размеры самих лотов: если раньше в эконом- и комфорт-классах преобладали домовладения площадью около 200 кв. м с участками 10-12 соток, то сейчас метражи уменьшились до 100-120 кв. м для домов и до 6-8 соток для участков. В бизнес-классе средняя площадь домов снизилась с 350-400 кв. м до 180-220 кв. м, а размеры участков – с 20 до 12 соток.
При этом, по данным исследования ИНКОМ-Недвижимость, в идеале покупатели хотели бы приобрести дом площадью 120-150 кв. м в высокой степени готовности за 5-6 млн руб., однако в действительности их условия оказываются выполнимы только в 20% случаев, а реальный бюджет превышает желаемый в среднем на 50%.