Нeфтeпeрeрaбoткa и нeфтeтрeйдинг в Укрaинe пeрeживaют нeпрoстoe врeмя, пишeт журнaл «Тoп-100. Рeйтинги крупнeйшиx. 500 крупнейших производственных компаний Украины». Однако если первый из упомянутых секторов экономики находится в таком состоянии практически с середины 2000-х, то розничная торговля практически остановилась в развитии после аннексии Крыма и оккупации части Донецкой и Луганской областей.
Стоп, перегонка!
В настоящее время в Украине фактически работает лишь два нефтеперерабатывающих завода: ПАО «Укртатнафта» (Кременчуг, контролируется группой «Приват») и государственный Шебелинский ГПЗ (Харьковская обл., входит в состав ПАО «Укргазвыдобування»).
В январе-июле 2016 года в Украину импортировано 301,248 тыс. тонн нефти на $91,6 млн. Основными поставщиками сырья стали Казахстан и Румыния. Добыча нефти в Украине (без учета Крыма и части Донбасса) в январе-июле 2016 года сократилась на 11,9% год к году, до 958 тыс. тонн (данные Госстата Украины).
Добыча газового конденсата (также используется при производстве светлых нефтепродуктов) в первом полугодии 2016 года (наиболее свежие данные) уменьшилась на 5,5% год к году, до 315,3 тыс. тонн. В 2015 году добыча нефти в Украине сократилась на 11,8%, до 1,8 млн тонн, а газового конденсата — на 6,8%, до 656,1 тыс. тонн.
По данным Минэнергоуглепрома, за 7 месяцев 2016 года Шебелинский газоперерабатывающий завод произвел почти 97 тыс. тонн бензина (плюс 13,2%), 75,8 тыс. тонн дизтоплива (плюс 20,5%) и 31,8 тыс. тонн мазута (плюс 2,9%). По итогам 2015-го эти показатели составили 177,3 тыс. тонн (минус 13,8%), 108,7 тыс. тонн (минус 8,3%) и 55,2 тыс. тонн (плюс 2,4%) соответственно.
Отметим, что предприятие, как и все остальные подразделения «Укргазвыдобування», находится в периоде системной трансформации.
В частности, идет подготовка к полному отказу от производства низкокачественного топлива стандарта Евро-2 и переходу на Евро-4. Весной были завершены эти работы по бензинам, а в конце августа 2016 года для проведения пуско-наладочных работ остановлены мощности по производству дизельного топлива. С сентября предприятие должно полностью перейти на выпуск светлых нефтепродуктов Евро-4.
А вот Кременчугский НПЗ «Укртатнафта» по итогам первого полугодия 2016 года, согласно официальной отчетности, произвел 297 тыс. тонн бензина (плюс 24%), 256,3 тыс. тонн дизельного топлива (плюс 10,7%), 77,5 тыс. тонн реактивного топлива (плюс 27,6%) и 162,3 тыс. тонн мазута М-100 (минус 0,8%). В консалтинговой компании А-95 отмечали, что предприятие не отчитывалось об объемах выпуска готовой продукции в 2014-2015 гг. Однако известно, что причиной прироста стали поставки казахской нефти, которые начались в сентябре 2015-го.
Еще два приватовских предприятия — Надвирнянский НПЗ (Надвирная, Ивано-Франковская обл.) и «НПК-Галичина» (Дрогобыч, Львовская обл.) в настоящее время простаивают, но их резервуары используются, в частности, для хранения технологической нефти государственного ПАО «Укртранснафта».
Также простаивает Лисичанский НПЗ (Луганская обл.) российской «Роснефти», оборудование которого пострадало во время активных боевых действий в этой части Донбасса. Местные власти заявляли о готовности собственников возобновить производство полипропилена на мощностях этого предприятия с 1 июля 2016 года, однако пока это так и не произошло. Выпуск нефтепродуктов в Лисичанске остановлен еще в 2012-м из-за убыточности.
Херсонский НПЗ волынской бизнес-группы «Континиум» уже давно всерьез не рассматривается как производственная площадка. Это, скорее, потенциальная база для инвестирования в новое предприятие, однако для его строительства необходимо около $1 млрд. Нынешний министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик уже заявлял, что Украине необходим один, а то и два новых НПЗ.
Однако такие заявления в нынешней политической и экономической ситуации, скорее, похожи на прожекты, не имеющие перспективы.
Частично увеличить внутреннюю переработку нефти мог бы Одесский НПЗ, который в прошлом принадлежал российской компании «Лукойл» и группе ВЕТЭК беглого бизнесмена Сергея Курченко. Однако его имущество в настоящее время является предметом судебных споров, и производство также имеет смутные перспективы. Поэтому существенная часть рынка светлых нефтепродуктов в ближайшем будущем будет обеспечиваться за счет безналичному расчету.
По подсчетам UPECO, общие продажи светлых нефтепродуктов за наличный расчет составили почти 1,39 млн тонн, или минус 6% год к году, в том числе реализация бензинов сократилась на 5,3%, до 803,3 тыс. тонн, дизтоплива — на 8%, до 583 тыс. тонн.
В 2015 году, согласно данным Госстата, общее потребление бензинов и дизтоплива в Украине (розничные и оптовые продажи конечным потребителям) сократилось на 16%, до 7,81 млн тонн. В том числе реализация бензинов упала на 22,7%, до 2,62 млн тонн, ДТ — на 12,2%, до 5,2 млн тонн.
В розничном сегменте по итогам 2015 года (учтены только продажи за наличный расчет) общие продажи светлых нефтепродуктов сократились на 25,8%, до 3,14 млн тонн, в том числе бензинов — на 26,5% (648,5 тыс. тонн), дизтоплива — на 24,8% (или 440,2 тыс. тонн).
В связи с тем что отечественные НПЗ не способны обеспечить спрос со стороны автомобилистов, существенная часть топлива, особенно высококачественного, импортируется. В январе-июле 2016 года Украина импортировала нефтепродуктов на $1,609 млрд, что на 26,4% меньше, чем за аналогичный период 2015-го. Основным поставщиком оказалась Беларусь (63,6%), на долю России и Литвы пришлось около 10% и 9% соответственно.
Стоит отметить, что при импорте дизельного топлива с середины 2016 года все более существенную роль играет российский ресурс. Объяснение этому — смена собственников и запуск нефтепродуктопровода ДП «Прикарпатзападтранс», который ранее принадлежал российскому ОАО АК «Транснефть».
Отраслевые СМИ связывают этот трубопровод с окружением Виктора Медведчука, однако официальных подтверждений этому нет.
По итогам июля доля поставок ДТ из России превысила 32%, большая часть прироста приходится именно на эту компанию. При этом доля белорусского дизеля сократилась с 75% до 45%.
Розничные продажи топлива сокращаются в основном из-за общего социально-экономического кризиса в стране. Кроме того, стоимость нефти на мировых рынках отошла от ценовых минимумов, а украинская гривня постепенно девальвирует. Все это отражается на росте цены бензина и ДТ «на пистолете».
В отличие от 2015-го, в первом полугодии текущего года не было крупных сделок на рынке сетевых АЗС. Зависла сделка по продаже сети АЗС «ТНК-Украина», которая сейчас контролируется российской «Роснефтью». Вероятно, что и ПАО «Укрнафта», где в прошлом году произошла смена менеджмента, раздумывает о будущем своей сети, которая сейчас управляется приватовским «Авиасом». Остальные лидеры рынка постепенно наращивают сети, арендуя, строя и реконструируя свои автозаправочные комплексы.
Вряд ли следует ожидать в ближайшем будущем крупных сделок на этом рынке, но вот неординарные решения вполне могут быть приняты. Например, после смены руководства и процедур закупки в ПАО «Укрзализныця» ужесточается конкуренция между трейдерами за поставку дизельного топлива локомотивам ж/д монополиста. Летом 2016 года победителем одного из тендеров впервые стало ООО «СОКАР Украина», в то время как традиционно за этот лакомый кусок пирога боролись бизнес-группы WOG и «Галнафтогаз» (ОККО).
Еще одно нововведение 2015-2016 гг. — уход крупных сетевых компаний в непрофильный ритейл. Первопроходцем и трендсеттером в этой сфере, безусловно, является WOG. Она уже расширила сеть кафе за пределы АЗС, а в начале 2016 года подписала контракт с «Укрзализныцей» на обеспечение питанием и напитками пассажиров скоростных поездов «Интерсити+».
Практически все сетевики давно развиваются в формате многофункциональных комплексов, поэтому не стоит исключать, что в случае дальнейшей стагнации розничных продаж бензина и дизтоплива и они сделают акцент на непрофильных видах деятельности. Пока еще непрофильных.