В кoнцe aвгустa дoвeлoсь пoсeтить двe шахты объединения «Павлоградуголь» компании ДТЭК — имени Сташкова и «Юбилейная», на каждой из которых добыча угля год от года усложняется.
«В советские времена в этих краях планировали около 20 шахт, но построили лишь 11. Десять из них входят в состав «Павлоградугля», а еще одна уже закрыта», — рассказали работники объединения. Другими словами, в этой части Днепропетровской области еще очень много угля, но добывать его с помощью существующей инфраструктуры все труднее.
В чем это выражается? В первую очередь в снижении эффективности добычи. Например, на шахте Сташкова мы ехали до забоя на чем-то вроде подземной электрички более семи километров. Этот путь на глубине 140 метров занял около 40 минут в одну сторону. Такой же маршрут вынуждены проходить не только шахтеры, но и оборудование, материалы. В обратную сторону направляется уголь, который выдается на поверхность по конвейерам общей протяженностью около 8 километров.
На шахте «Юбилейная» ситуация гораздо сложнее. Ежедневно шахтеры, чтобы добраться до рабочего места, на глубине 380 метров преодолевали в одну сторону 13-14 километров. На это уходило до трех часов каждую смену. Но, что более важно, на таких расстояниях практически не действует система вентиляции: уменьшается доля кислорода в воздухе, повышается температура, увеличивается загазованность и риск взрыва сопутствующих газов.
Уголь доступен, но добывать его все сложнее. Что же делать компании? Строить новую шахту? «Строительство «новой шахты» в ценах 2016 года может составлять порядка 1,5-1,6 млрд грн с НДС. В качестве примера нового строительства может быть приведена шахта Нововолынская №10, на которую было направлено более 1,5 млрд», — посетовали в компании.
Поэтому было найдено более экономное решение.
Практически в чистом поле, где во времена СССР предполагалось строительство еще одной шахты, в 2008 году началась реализация инвестпроекта, который в итоге обошелся «всего лишь» в 230 млн грн, но который открыл доступ к 19 млн тонн промышленных запасов угля.
Это вентиляционная скважина, которая соединила поверхность земли с угольными разрезами на глубине 380 метров. «Как только мы ее достроили, в забое нормализовался температурный режим, стало легче дышать», — рассказали сотрудники шахты.
Экономия была достигнута за счет того, что компания не строила новые административно-бытовые корпуса (АБК), угольные склады, ремонтную базу и другие объекты инфраструктуры. Шахтеры и сейчас переодеваются в привычных АБК, берут самоспасатель, коногонку, тормозок… Но не спускаются под землю, а садятся в автобус. Он везет горняков 15 минут по поверхности земли к новой вентиляционной шахте с людской клетью, где и происходит спуск к рабочему месту. А ведь совсем недавно на этот путь уходило около 1,5 часов по узким подземным тоннелям.
«Новый ствол позволяет сэкономить три часа времени, которое тратилось на доставку людей вглубь ствола», — говорят «ДТЭК Энерго», при этом в компании не уточняют, как это повлияло на себестоимость добываемого угля.
Вероятно, основная экономия появится после того, как возникнет возможность опускать в шахту материалы и оборудование, поднимать добытый уголь.
Его планируют вывозить машинами на склады шахты «Юбилейная» в Першотравенске и далее на обогатительные фабрики.
Когда это произойдет? «Завершение режима «груз» запланировано в 2017 году с