Киeвскaя oблaсть прoдoлжaeт oбгoнять стoлицу пo темпам застройки. По данным Госстата, за первое полугодие в Киеве принято в эксплуатацию 293,5 тыс.кв.м жилья, а в пригороде — 638 тыс.кв.м. (из них 53% или 338 тыс.кв.м. — квартиры в многоэтажных домах).
Притягательный пригород
Спрос на квартиры в пригороде выше, чем в Киеве. По данным исследования "Альянс-Новобуд", по сравнению с августом прошлого года, интерес к недвижимости в столице вырос на 8,9%, тогда как в пригороде рост составил 74,6%.
"Если в среднем, с января 2015 года интерес к жилью в пригороде растет на 7,3% в месяц, то на столичном рынке — только на 1,9% в месяц", — отметил UBR.ua коммерческий директор ООО "Альянс Новобуд" Владимир Даниленко.
По его наблюдениям, сентябрь покажет еще лучшие результаты. Причем основная доля покупок — для себя.
"Скорее всего, это связано со стадией строительства. Буквально в следующем месяце мы сдаем в эксплуатацию три дома в комплексе, и люди покупают для себя. Те, которые желают инвестировать, решаются на покупку на начальной стадии строительства", — пояснил Даниленко.
Подыскать жилье можно среди 189 ЖК пригорода. Ценовые предложения — в диапазоне от 6,5 до 21 тысяч гривен. Более 80% всех предложений — в границах от 9 до 16 тыс. грн.
На начало осени средняя стоимость квадратного метра была на уровне 13,9 тыс.грн. (учитывались при расчете однокомнатные квартиры площадью 45 кв.м. в готовых домах). В целом они незначительно изменились по сравнению с июлем — всего на 1%. В объектах эконом-класса, а они по-прежнему составляют львиную долю предложения в пригороде: 88%, цена квадрата чуть менее 12 тыс. грн. Бизнес-класс (12% предложения) — 13,26 тыс.грн./кв.м.
Где инфраструктура?
Довольно интересную тенденцию выявило исследование "Альянс Новобуд" — снижение доли панельного строительства среди объектов, которые будут сданы в следующем году.
Во время кризиса эксперты прогнозировали, что застройщики будут снижать себестоимость строительства переходя с более дорогих технологии на бюджетные, например, с монолитно-каркасного на панельное. Однако по факту, опасаясь, что не удастся переломить недоверие обывателей к панелям, не так уж и много девелоперов решили ее использовать.
"В области дан старт реализации больших проектов, занимающих десятки гектаров. В "Новой Буче" обещают 11,5 тыс. квартир, в "Озерном гае" в Гатне 4,9 тыс. квартир, ЖК iHome на 2,5 тысячи… Такое большое предложение способно снизить цены даже по сравнению с панельками", — отметила UBR.ua эксперт рынка недвижимости Олеся Скринник.
К плюсам пригородной недвижимости относят относительную дешевизну квадратов и улучшающееся качество проектов. А минусы, увы, пока системно не решаются.
"Все минусы — инфраструктурные. Вопрос транспортной доступности. От "Европейки" — однополосная дорога. Как только объект будет сдан и заселен, пробки станут каждодневными… У "Озерного гая" ситуация получше, там все-таки Одесская трасса, но сам комплекс расположен внутри Гатного, и тоже вопрос выезда в сторону столицы может стать больным", — перечисляет Скринник.
Второй минус — социальная инфраструктура. Ее порой попросту нет.
"Если решить вопрос торговли или некоторых медуслуг, например, стоматологии, девелопер может за счет первых этажей, то садики, школы, поликлиники – слабое место", — признала Скринник.
В "Лесном квартале", рассказал Владимир Даниленко, в октябре планируют достроить детский сад, а на первых этажах уже куплены помещения под стоматологию и частную клинику.
"Со школой сложнее. Мы участвуем в разработке ДПТ соседнего с нашим участка, где город планирует строительство школы", — сообщил Даниленко.
Еще один минус пригородных комплексов — экономия застройщика на инженерных решениях.
"Вопросы канализации и отопления решаются. Можно подключиться к городским системам, но это удорожает проект, а значит, снижает его привлекательность для потенциального покупателя, а главное — снижает окупаемость для самого застройщика. В результате мы все чаще наблюдаем, когда каждую квартиру оборудуют котлом, вместо того, чтобы обустроить общую котельную на десяток домов или хотя бы установить накрышную", — приводит примеры Скринник.
Впрочем, самым больным эксперт считает все же вопрос транспортной доступности. И если не будет комплексно решена задача строительства дорог, то через год-два купившие квартиры в больших пригородных комплексах вместо 10-20 минут пути домой от столицы, которые обещают застройщики, будут проводить утро и вечер в пробках.