Кто в Украине больше всего зарабатывает на производстве сигарет

Сoглaснo дaнным исслeдoвaния The global Tobacco Epidemic 2015 Всeмирнoй oргaнизaции здрaвooxрaнeния, Укрaинa вxoдит в топ-20 стран мира по уровню употребления сигарет (18 место). За последние восемь лет потребление табачной продукции в Украине серьезно сократилось. Ранее наша страна стабильно входила в топ-10. В последнем отчете ВОЗ Украина даже заняла первое место в мире по росту стоимости сигарет в период между 2008 и 2014 годами (сравнивалась доля ВНП на душу населения, необходимая для покупки 100 пачек сигарет).

В компании «Philip Morris Украина»отмечают, что около 30-35% (этот показатель варьируется от года к году) украинцев старше 18 лет являются потребителями табачной продукции.

Согласно оценкам Юрия Рылача, начальника отдела по работе с государственными органами «British American Tobacco Украина», если в 2012 году объем рынка сигарет оценивался в 82,9 млрд. штук, то в 2015-м ― 70,2 млрд. штук. «Это обусловлено как увеличением налоговой нагрузки на сигареты, так и изменением привычек потребителей», ― поясняет эксперт.

Цена раздора

Начиная с 2008 года сигареты в Украине постоянно дорожают. Происходит это в первую очередь вследствие роста акцизов. Под лозунгами борьбы с курением и алкоголизмом правительство ежегодно поднимает цены на подакцизную продукцию, латая дырки в Налоговый кодекс, согласно которым акциз на сигареты по специфичной ставке (рассчитывается на 1 тыс. сигарет) вырос на 40%, до 318,26 грн, без повышения адвалорной ставки. Изначально Минфин хотел поднять и адвалор до 15%, но в ходе обсуждения в парламенте от этой идеи отказались, и акцизный сбор и НДС, 3 грн ― себестоимость производства, остальное ― маржа производителей и торговых сетей).

Александр Когут утверждает, что минимальные цены ― достаточно распространенная практика. «К такому регулированию прибегали Австрия, Франция, Италия, сейчас минимальные цены на сигареты действуют в США, Бразилии, Малайзии и Казахстане», ― говорит он.

У «British American Tobacco Украина» и Imperial Tobacco в Украине позиция противоположная. «Мы считаем, что введение минимальных цен на сигареты ― обычный лоббистский проект, который служит интересам двух международных табачных компаний. Интерес простой: увеличить долю рынка за счет вытеснения конкурентов с более низкой себестоимостью производства. Расчет минимальных цен не базируется на какой-либо экономически обоснованной формуле», ― утверждает Олег Стрекаль, директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа. По его словам, минимальные цены на табачную продукцию в Евросоюзе запрещены.

«Введение минимальных цен не только противоречит свободе ценообразования, но еще и предоставляет по сути антиконкурентные преимущества некоторым производителям», ― отмечает Юрий Рылач из «British American Tobacco Украина».

По его словам, согласно Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, до 1 ноября 2016 года Украина должна привести свое законодательство в соответствие со ст. 15 Директивы 2011/64/ЕС, которая предусматривает право производителей и импортеров свободно определять цены на свою продукцию.

По словам Ивана Бея, директора крупнейшего дистрибьютора табачных изделий TEDIS Ukraine,установление минимальных цен на сигареты является механизмом регулирования со стороны государства. «Этот механизм должен срабатывать в том случае, когда это выгодно в первую очередь государству. В случае, когда наименьшая цена пачки сигарет на полке учитывает все экономические составляющие процесса производства и реализации (таких, как себестоимость производства и реализации, налоговая нагрузка и т.д.) государство в полной мере получает налоговую отдачу с каждой такой проданной пачки. Но, если цена реализации какой-либо пачки сигарет ниже, тогда этот механизм просто необходим. Иначе страдает не только государство, недополучая налоги (НДС, налог с розничной продажи подакцизных товаров, акцизный налог, налог на прибыль предприятий), но и все участники табачного рынка, которые несут потери», — комментирует Бей.

Здесь курят

Примечательно, что у табачных компаний не только разное отношение к введению минимальной цены, но и разные оценки ценовых сегментов. «Philip Morris Украина» и «JTI Украина» определяют долю низкого ценового сегмента на уровне 75-80% рынка. «Можно смело говорить о том, что потребление сигарет нижнего ценового сегмента растет и будет расти», ― говорит Когут.

У Imperial Tobacco в Украине другие оценки.

«На сегодняшний день премиальный ценовой сегмент составляет 12,5%, а высокий ― 13,6% рынка. Низкий ценовой сегмент остается стабильным и составляет 29,4%. «Бесфильтровый» сегмент продолжает снижаться и в мае 2016 года составил 3,7%», ― говорит Олег Стрекаль.

В чем все табачные компании единогласны ― «тонкие» сигареты все популярнее у украинцев.

«По данным Nielsen, сегодня в Украине доля сигарет формата «слим» (все разновидности совокупно) составляет почти 35%. За прошедший год она увеличилась на 8 процентных пунктов. Доля сигарет с ментолом за год практически не изменилась и составляет около 1%», ― комментируют в «British American Tobacco Украина».

Приятно выделить еще один важный момент ― резкое сокращение теневого рынка табачных изделий.

Если в 2013 году серый рынок, согласно исследованиям TNS, оценивался на уровне 8,2% от общего объема потребления сигарет в стране, то в 2015-м ― 3,1%, а в апреле 2016-го ― всего 0,8%.

«С одной стороны, важную роль в этой тенденции сыграли общие усилия органов власти и табачной отрасли по борьбе с теневым рынком. С другой ―

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.