Oкoнчaтeльнo утвeрдиться в нoвыx рaзмeрax Мoсквa
рaссчитывaeт дo 1 июля 2012 гoдa. К этoму врeмeни стoличныe влaсти нaмeрeны
aдaптирoвaть нoвыe югo-зaпaдныe рaйoны к мoскoвским рeaлиям и зaпустить здeсь
пeрвыe грaдoстрoитeльныe прoeкты. Глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин
ежедневно половину рабочего времени проводит за МКАД, успокаивая местных
жителей и консультируясь с их чиновниками. Специальному корреспонденту РБК
daily Николаю Михалеву удалось совершить подмосковный объезд с заместителем
мэра, который рассказал о приоритетах развития новой Москвы.
Подмосковные визиты— Марат Шакирзянович, о двукратном увеличении площади
столицы было объявлено летом. Какие шаги сегодня делаются для того, чтобы
присоединяемые подмосковные территории стали Москвой?
— В начале сентября правительство Москвы приняло
госпрограмму «Градостроительная политика на 2012—2016 годы», которая имеет
колоссальное значение, в том числе с точки зрения наших взаимоотношений с
Московской областью. Она объединила 17 существующих городских программ, на долю
которых приходится 90% расходов бюджета столицы. В «Градополитике» мы заложили
основы развития столичной агломерации, нашего взаимодействия со всем московским
регионом. Москва взяла на себя обязательство разработать совместно с Московской
областью эффективную программу действий. Первым шагом станет программа развития
присоединенных территорий. При этом очевидно, что сейчас мы не можем стоять на
месте. Москва — это большой живой организм. Нельзя сказать: «Ребята, давайте
пока подождем всех решений, а потом будем дальше что-то делать».
— Как часто вы бываете в новой Москве, на присоединяемых
территориях?
— Мы ежедневно делаем объезд по этим территориям. Наша
задача заключается в том, чтобы объединение прошло мягко, безболезненно, чтобы
оно не затормозило процессы, которые идут на существующих территориях. Уже
посетили половину муниципальных образований. Проехали по городам Подольск,
Видное, Троицк, Щербинка. Посмотрели Мосрентген, Московский, Внуковское,
Сосенское, Десеновское, Филимонковское.
— Какие обсуждаются вопросы, принимаются решения?
— Решения принимаются вполне конкретные. Например, что на
тех или иных участках будет строиться, а что не будет.
— То есть на присоединяемых к столице территориях уже
началась ревизия инвестпроектов?
— Ревизию мы не делаем. Наша задача — увязать проекты на
новых территориях с проектами развития нашей городской программы. Помимо этого
мы берем примыкающие к Москве муниципалитеты в работу по единой транспортной
схеме. Мы планируем отремонтировать все выездные трассы на юго-западном
направлении. При этом нужно решить, куда пойдут эти магистрали дальше, как
будет проходить реконструкция дорог на новой территории, как будет двигаться
общественный транспорт, где появятся выделенные полосы, где будут новые линии
метро, транспортные пересадочные узлы.
— В ближайшее время столичные власти должны подготовить
техническое задание для конкурса на разработку концепции развития московской
агломерации. Творческий конкурс среди урбанистов распространяется на старую и
новую Москву или на всю Московскую область?
— Конкурс распространяется на новую — присоединяемую —
территорию. И здесь надо четко понимать, что новая территория не может жить в
отрыве от существующей Москвы и Московской области. Мы же не можем довести
дорогу до границы с Московской областью и остановиться. Она должна пройти
независимо от того, московская это территория или подмосковная. Если мы начали
строить или приводить в порядок существующую трассу, она должна дойти до
какого-то логического завершения.
Новые принципы— Какие задачи ставит Москва перед урбанистами?
— Мы определили основные принципы, которые хотим применять
на новой территории. Первое — не переуплотняться. Здесь не будет тех
градостроительных решений, которые были в Москве. Так, в столице мы готовы
иметь плотность застройки в среднем 25 тыс. кв. м на одном гектаре, а на новой
территории — нет. А раз она станет Москвой, придется разработать новые правила
градостроительного планирования, что потянет за собой изменение всего генплана.
За основу мы возьмем уже подготовленные муниципалитетами генпланы населенных
пунктов. Более того, мы считаем, что в ряде поселений запланированная ими
плотность не нужна. Есть несколько районов, которые запроектированы по
московским нормам — очень плотно.
— В мэрии считают, что на новой территории можно построить
порядка 105 млн кв. м — 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м коммерческой
недвижимости.
— Потенциально — с учетом той плотности строительства,
которая утверждена по их плану развития. Нам эти 100 млн, может быть, и не
понадобятся.
— На границе с Москвой в Ленинском районе компания «Масштаб»
реализует гигантский проект А101…
— Да, там запроектировано 12 млн кв. м.
— А новой Москве нужно столько?
— У нас не стоит задача застроить всю территорию, мы не хотим
повторять здесь ошибки старой Москвы. Этот проект нужно интегрировать в новые
реалии, немножко переработать. Окончательное же решение по корректировке тех
или иных девелоперских проектов будет принято после утверждения нового
генплана. Сейчас же мы должны собрать порядка десяти творческих групп, включая
международные, которые предложат, как развивать новую Москву с точки зрения
урбанистики.
— В техзадании указаны показатели возможной, желаемой
плотности строительства на новой территории?
— Нет. Они появятся по итогам конкурса. Мы указываем лишь на
необходимость средне- и низкоэтажной застройки. Мы считаем, что надо идти на
уровне 12—15 этажей, не выше. Вообще, самым экономически выгодным является
пятиэтажный дом — с точки зрения затрат, себестоимости квадратного метра.
— Какие технологии домостроения будут в приоритете:
панельное, монолитное, деревянное?
— Наша задача — взять все лучшее в мире и перенести в Москву
высокие стандарты качества. Мы не будем привязываться ни к конкретным проектам,
ни к конкретным производителям. Мы хотим задать мировые стандарты качества — по
энергосбережению, по дорогам. Ведь наши градостроительные нормы и правила по
многим вопросам не совпадают с мировыми. Поэтому мы поставили задачу
попытаться, используя новую территорию, пересмотреть наши стандарты
градостроительства… Мы должны так строить дороги, чтобы потом не приходилось ремонтировать
их каждые три года. Межремонтный период должен быть не меньше семи лет, а
желательно вообще все пятнадцать. Чтобы один раз построить и больше не
возвращаться к этому. Лучше на старте сделать проект дороже, но последующие
пятнадцать лет не останавливать трассу на ремонт. Эти вопросы влекут за собой
цепочку других. Не всех строительных материалов хватает в стране для выполнения
этих задач. Сейчас мы как раз формируем перечень необходимых и дефицитных
стройматериалов. В ближайшее время мы объявим новые стандарты строительства,
чтобы инвесторы начали перенастраивать свои производства либо создавать новые.
— В техзадании прописаны эти вопросы?
— Нет. Планируемый конкурс будет урбанистическим. В
концепции должны появиться ответы на вопросы: какой станет присоединяемая
территория, что на ней должно быть? Мы говорим, что хотим видеть здесь
международный финансовый, правительственный и парламентский центры, а также
научный, образовательный и медицинский. Урбанисты должны определить их
этажность, где они будут располагаться, каким образом будут связаны между
собой? А уже на следующем этапе мы подойдем к стадии проектирования, когда
будем закладывать технологии строительства.
Места для чиновников и инноваторов— Какие столичные предприятия могут быть выведены на новые
территории? Как за их счет можно разгрузить старую Москву?
— Мы не ставим задачу насильственно выводить предприятия в
новую Москву. В техзадании прописан другой серьезный вопрос —
сбалансированность рабочих мест и жилья. Ведь что получилось? В центре столицы
сегодня прописано порядка 700 тыс. жителей, а на работу сюда приезжает более
миллиона человек. Присоединяемые же районы имеют самую низкую плотность
застройки во всей Московской области и отсутствие мест приложения труда. Наша
задача — исправить этот дисбаланс. В том числе путем переезда части чиновников,
которые станут центром притяжения для бизнеса. На месте правительственных
офисов планируем построить жилье и гостиницы. Такая программа была реализована
в Париже, где использовался экономический механизм стимулирования вывода офисов
из центра. Освобождаемые помещения французы за бюджетные деньги
реконструировали под жилье. Мы хотим решить нашу проблему схожим образом.
Посмотрите, время без двадцати два, пятница, а мы не можем выехать из города по
Ленинскому проспекту — одной из лучших транспортных магистралей Москвы. О чем
можно говорить? Из-за пробок люди вынуждены перестраивать свою жизнь: многие
москвичи уже в четверг уезжают на дачу. Ладно я — привык рано вставать. А кто
не привык — тяжело им. Один мой товарищ привык спать до десяти утра и работать
до двенадцати ночи, а сейчас вынужден поменять свой режим и вставать в шесть
утра, чтобы вовремя добраться на работу в центр.
— Получается, на первом этапе главным двигателем трудовых
потоков будет ссылка на новую территорию чиновников?
— Если мы создадим на новых территориях комфортные условия
для правительственных структур, они как магнит притянут туда активную часть
населения. По нашим расчетам, на каждого чиновника приходится два-три человека,
в том числе службы сервиса, компании, работающие на аутсорсинге. А это даст
новый толчок для развития региона. Сегодня мы собираемся ехать в Куала-Лумпур —
изучать их опыт по переносу административного и делового центра.
— Площадка для правительственного центра уже определена?
— Нет.
— Какие еще центры притяжения помимо правительственных
структур появятся в новой Москве?
— Инновационные центры — Сколково, Троицк. Мы хотим
развивать на новых территориях исключительно инновационную промышленность. Мы
не будем там строить огромные промплощадки. Инновационное — это то, что
делается в офисах, в научно-технических внедренческих парках. Мы хотим, чтобы в
новой Москве появились крупные учебные центры. Мы будем предлагать вузам
переехать на новую территорию. Но это будет происходить только по собственному
желанию университетов. На самом деле это экономически выгодно. Ведь сегодня
многие образовательные центры не могут развиваться в Москве, потому что
недвижимость в пределах МКАД страшно дорогая. А если посчитать экономику
строительства на новой территории и стоимость существующей недвижимости в
столице, то при наличии длинных кредитов получается интересная экономика. Вуз
может переехать на новое место и обеспечить себе современную техническую базу,
продав свою недвижимость в Москве. При этом он вернет все деньги.
— Правительство Москвы уже определилось с площадкой для МФЦ?
Он расположится в Рублево-Ахангельском?
— Мы считаем, что Международный финансовый центр тяготеет к
Рублево-Архангельскому. Надо же понимать, что уже сложился «Сити». А между
«Сити» и Рублево-Архангельским расстояние небольшое. Надо лишь связать их
нормальной транспортной инфраструктурой — и они будут дополнять друг друга.
— МФЦ в Рублево-Ахангельском превратится в анклав,
окруженный Московской областью и связанный со столицей транспортной артерией.
— Мы сделаем связку между МФЦ и присоединенной территорией.
Кроме этого, нам нужно соединить, минуя МКАД, два аэропорта — Внуково и
Домодедово. Они будут соединены железнодорожной линией и поперечной
автомобильной трассой. Нам предстоит много работы и по оптимизации
железнодорожных перевозок. Сегодня Киевское направление позволяет увеличить
пассажиропоток, но для этого нужно поменять всю маршрутную сеть, сделать
подъездные пути, транспортно-пересадочные узлы, договориться с РЖД об
увеличении количества электричек, чтобы они курсировали с интервалом до пяти
минут.
Транспортные решения— Как планируется развивать транспортную инфраструктуру
новой Москвы? Какие приоритеты город выделил для себя?
— Решение о развитии транспортной системы вполне прагматично
и связано с тем, сколько людей нужно перевезти. Свыше 50 тыс. человек в час —
это метро, до 30 тыс. человек — скоростной трамвай, а все остальное —
автотранспорт. На новой территории мы планируем строительство новых и
реконструкцию существующих автотрасс, максимальное развитие железных дорог и
строительство между ними линий скоростного трамвая и автомобильных поперечных
связок. Мы уже взяли в работу все поперечные связки. Я каждое воскресенье ездил
и смотрел эти дороги и объехал практически весь Ленинский, Подольский и
Наро-Фоминский районы. Перед нами стоит задача соединить Киевское и
Симферопольское шоссе всевозможными поперечными связями, нарезав, таким
образом, территорию на квадраты. К тому же везде, где можно, мы будем строить
метро.
— Наземное или подземное?
— Продолжением существующих веток станет метро неглубокого
залегания. А если будет возможность выйти на землю, то, конечно, надо идти по
земле. Потому что это дешевле.
— Уже определены реперные точки, где будут создаваться
транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) на базе метро, железнодорожного и
автомобильного транспорта?
— По сути, на всех конечных станциях метро в Москве
запланированы ТПУ. Сейчас продление веток в область тормозит только один вопрос
— пропускная способность. Если она имеется в запасе — мы проходим, если нет —
то нет. Мы можем продлить существующие ветки метро в Подмосковье еще на
одну-две станции. Продлевать метро мы будем от станции «Юго-Западная». Мы
планировали начать строительство этой ветки позже, но после исторического
решения о расширении границ Москвы вышли в ускоренном порядке на строительство.
«Юго-Западная» будет продлена до Тропарево. Помимо этого мы приняли решение о
строительстве трех новых веток, две из которых выйдут на территорию Ленинского
района, а также закладываем новые радиусы метро, например вдоль Ленинского
проспекта, и смотрим, где их можно соединить.
— Когда планируете приступить к строительству автодорог на
новых территориях?
— Правительство Москвы уже выделило Москомархитектуре
финансирование на предпроектные работы в рамках расширения существующих дорог.
Ведь независимо от того, когда будет окончательно оформлено присоединение к
столице новых территорий, проектировать нужно уже сейчас. От идеи до начала
стройки пройдет как минимум год.
— Уже есть представление, сколько километров новых дорог
придется построить в новой Москве и сколько это будет стоить?
— Пока нет. Говорить об этом можно после утверждения проекта
для разработки генплана. Но надо понимать, что стоимость строительства дорог на
новых территориях в разы дешевле, чем в Москве. В столице львиную долю бюджета
дорожного строительства забирает перекладка коммуникаций. В Подмосковье мы
можем строить сотни километров дорог. Они будут обходиться нам значительно
дешевле, чем в Москве. На присоединяемых территориях нет такого сноса, таких
коммуникаций, такой стоимости земли. Сегодня для строительства дорог в Москве
мы вынуждены все выкупать. Но есть еще люди, которые не соглашаются, годами
судятся с городом из-за оценки изымаемого имущества.
Дорогу лендлордам— Разве эта проблема не будет актуальной на новых
территориях? Там же практически вся земля находится в частной собственности.
— Конечно, этот вопрос возникнет. В новой Москве
муниципальной земли почти нет. Практически вся она находится в частной собственности.
Есть доля федеральных земель — это в основном леса, которые занимают порядка
30% присоединяемой территории. Леса мы будем сохранять и планируем создать в
новой Москве не менее ста парков, в том числе четыре парка национального уровня
площадью более 1 тыс. га каждый. Также мы не ставим задачу сносить или
перестраивать расположенные здесь 1,3 тыс. дачных поселков и садовых
некоммерческих товариществ. Напротив, мы берем обязательство подвести к этим
поселкам дороги и сети. Что касается застройки новых территорий, то наша
позиция заключается в том, что инициатива должна исходить от инвесторов и так
называемых лендлордов. Мы сделаем общий план развития территории, реализовать
который можно в течение 20 лет. Кто захочет сегодня развивать свои земли — мы будем
с ними встречаться и договариваться. Хочу заметить, что после принятого решения
о расширении границ Москвы капитализация лендлордов выросла на 20—30%. От
присоединения к Москве они только выигрывают. Ведь землевладельцы владеют
землей и потенциальной возможностью ее застроить или продать. Сегодня у крупных
лендлордов нет ни технической, ни финансовой возможности обеспечить свою землю
инфраструктурой. Они просто на ней сидят. Да, потенциально ее можно застроить,
но кто поедет жить к тебе в поселок, если у тебя нет выезда на хорошую дорогу.
Времена, когда дома продавались как горячие пирожки, давно прошли. Вся
загородная недвижимость сегодня стоит нераспроданной. По этим ценам ее никто не
покупает. А тут благодаря Москве к застраиваемым участкам придут сети и дороги.
Поэтому все крупные землевладельцы заинтересованы в расширении Москвы и уже
приходят к нам с коммерческими предложениями.
— Например?
— Практически все крупные землевладельцы — УК «Масштаб»,
группа компаний «Славянский мир», которая хочет построить на месте своего
гигантского строительного рынка на МКАД («Мельница». — РБК daily) торговый
центр. Они («Славянский мир». — РБК daily) говорят: «Утвердите наш проект — и
мы построим за свои деньги всю транспортную инфраструктуру: съезды, выезды».
— Как изменятся взаимоотношения города со столичными
инвесторами-застройщиками в связи с расширением границ Москвы? Что они могут
получить от этого? В мэрии поговаривают, что для форсирования комплексной
реконструкции московских кварталов и расселения пятиэтажек в пределах
существующей плотности застройки девелоперы могут получить компенсационные
площадки на присоединяемой территории.
— Этот вопрос пока не обсуждался. Теоретически это возможно.
В любом случае на новых территориях мы будем опираться на наших инвесторов.