В мeждунaрoднoм aэрoпoрту (МA) «Бoриспoль» рeшили дeлaть грузoвoй xaб — нa eгo территории планируется построить современный логистический центр.
Предприятие уже начало поиск инвестора. «Привлечение одного из мировых операторов позволит аэропорту стать одним из мощных авиационных грузовых хабов на пути из Азии в Европу», — говорят в пресс-службе МА «Борисполь»
Это не единственный аэропорт, концепция развития которого, нацелена на грузовое сообщение. Об этом, как минимум, думают в МА «Харьков», МА «Одесса» и МА «Запорожье». Возможно, грузовое направление будут развивать в МА «Херсон» — сейчас эти воздушные ворота рассматривает в качестве запасного аэродрома, как альтернативу аэропорту «Симферополь», для своих грузовых самолетов компания Boeing. По словам Степана Барны, губернатора Тернопольской области, грузовой терминал нужен и аэропорту «Тернополь». Откуда оптимизм?
Недогруз
Доля грузов, перевозимых авиатранспортом, в общем объеме грузоперевозок в Украине составляет не более 0,5%. Своего пика они достигли в 2012 году — тогда украинские авиакомпании перевезли около 112 тыс тонн. После началось резкое падение. К 2015 году этот показатель уменьшился почти на 55%, до 68,8 тыс тонн.
Динамика изменения грузопотока украинских авиакомпаний и аэропортов по сравнению с ВВП, %
Create line charts
Снижение объемов авиационных перевозок — тенденция, характерная не только для Украины. Это общемировой тренд. Спрос на грузовые перевозки падает с 2008 года, а авиакомпании сокращают грузовой флот.
Сейчас грузоперевозками в Украине занимается 19 авиакомпаний, причем почти 75% объемов, по данным офиса эффективного регулирования BRDO, приходится на 5 игроков: «Авиалинии Антонова», «Урга», «МАУ», «ЗетАвиа» и MaximusAirlines.
Внутренняя авиационная доставка в нашей стране не востребована. При перевозках по Украине приоритет отдается автомобильному и железнодорожному транспорту. И такое положение вещей еще долго сохранится — у нас компактная страна, перевозить грузы здесь удобнее и экономичнее наземным транспортом.
Почти 99% грузовых авиаперевозок выполняется на международных линиях
У отечественных авиакомпаний, занимающихся грузовыми перевозками, есть еще одна особенность — около 80% своих доставок они осуществляют за границей. В основном работают в третьих странах, в рамках гуманитарных и миротворческих программ ООН, так как в Украине нет спроса на их услуги.
«Украинская экономика не заточена на перевозку грузов — доминирующая в структуре экономики тяжелая промышленность генерирует мало грузов для авиации, население — тоже. Авиационная доставка очень дорогая», — говорит Сергей Хижняк, эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO.
Помимо отечественных авиакомпаний, в аэропортах страны также работают иностранные перевозчики: DHL, Turkish-Airlines, Silk Way West Airlines.
Более половины грузов в украинских аэропортах обрабатывают зарубежные компании. Но это не создает предпосылок для создания грузовой инфраструктуры — общие объемы пока ничтожно малы.
Доля украинских и иностранных авиакомпаний в грузоперевозках в аэропорту Борисполь, %
Create your own infographics
Так, например, в прошлом году «Борисполь» переработал около 30 тыс тонн, в которых на долю иностранных компаний пришлось 16,5 тыс тонн, а украинских — 13,5 тыс тонн.
А ведь это — ведущий аэропорт страны по обработке грузов, на который приходится до 90% рынка. Даже с такой локализацией действующий грузовой терминал главного аэропорта столицы, по оценкам экс-руководителя авиационного департамента Министерства инфраструктуры Андрея Лармака, загружен только на 65%. А в структуре доходов «Борисполя» грузовое направление занимает не более 2%.
Приземлить транзит
Почему же воздушные ворота страны думают о грузоперевозках? «Во-первых, потому что у многих международных компаний, которые занимаются доставкой — DHL, FedEx и прочие — есть своя стратегия распределения грузопотоков, и Украина в нее хорошо вписывается. Во-вторых, в Украине этот рынок практически не занят, тот же «Борисполь» раз в 50 меньше Frankfurt Airport по объемам грузопотока. Мы можем взять те грузы, которые идут транзитом из Азии в Европу, те потоки, которые идут через аэропорт в Стамбуле (Istanbul Ataturk Airport) — он сейчас перегружен», — заявил в интервью Delo.UA первый замминистра инфраструктуры Евгений Кравцов.
«В отношении грузовых перевозок у нас хорошие перспективы — спрос растет и логистика отличная: к аэропорту выходит железнодорожная ветка, рядом проходит дорогая первой категории, недалеко морской и речной порты. Так что у нас есть хорошие перспективы стать и грузовым перевалочным пунктом на пути из Европы в Азию», — соглашается Виктор Бескупский, генеральный директор КП «Международный аэропорт «Запорожье».
В МА «Харьков» до кризиса также рассчитывали взять на себя транзитный поток грузов.
Но есть сдерживающий фактор. «Пока для нас закрыто воздушное пространство России, мы не можем эффективно связать Европу с Азией. Облет территории задирает расходы украинских авиакомпаний, чем убивает экономику рейсов. Наши перевозчики также проигрывают в конкуренции любой иностранной авиакомпании, которая летает напрямую», — сетует Сергей Хижняк.
Теоретически привезти транзитные грузы в украинские аэропорты могут иностранные авиакомпании. Но что заставит воздушных транспортировщиков выбрать для обслуживания украинский аэропорт? «Гибкая система скидок — аэропорты могут делать скидку до 80%. У нашей страны хорошее расположение и, если соответствующая инфраструктура появится, грузовое направление будет развиваться. Тот же DHL сейчас рассматривает регион Восточной Европы для строительства логистического центра», — говорит Евгений Кравцов.
Но ставка только на транзит — не оправдана. Такой грузопоток легко потерять, если конкуренты начнут целенаправленную войну.
Это хорошо иллюстрирует ситуация с РФ — из-за потери российских грузов — общий объем транзита через нашу страну по итогам 2015 года снизился почти на 50%.
Грузы из будущего
Сработать может только комбинированный вариант: транзитные перевозки и доставка грузов в Украину. Однако пока в таком свете реализуемой выглядит только грузовая концепция «Борисполя». И не только благодаря его текущей доминирующей позиции. «У нас есть достаточно широкая линейка разлетов авиакомпании МАУ и других авиакомпаний и, очень часто наши пассажирские самолеты, с точки зрения загрузки их грузового отсека, улетают не дозагруженными», — рассказал Евгений Дыхне и.о гендиректора ГП «МА «Борисполь» в интервью Delo.UA.
Доля украинских и иностранных авиакомпаний в грузоперевозках в аэропорту Борисполь, %
Create your own infographics
Есть интерес к столичному аэропорту и у крупнейших операторов рынка почтовой логистики. «Нам интересно участвовать в проектах по развитию логистической инфраструктуры «Борисполя», в т.ч. и для расширения возможностей международного почтового транзита», — говорят в ГП «Укрпочта». Предприятие использует преимущественно авиатранспорт для перевозок грузов из Китая. Но сейчас доставка осуществляется в основном пассажирскими самолетами.
В пользу «Борисполя» говорит развитая инфраструктура — от инвестора эти воздушные ворота потребуют минимальных вложений — только на обустройство логистического центра.
Реконструкция и обустройство грузовой инфраструктуры в региональных аэропортах Украины потребует инвестиций в сотни миллионов долларов. Вкладывать их в такие проекты в ближайшие несколько лет бизнес не рискнет.
В долгосрочной перспективе такие проекты могут стать интересными для инвесторов. Но для того, чтобы это произошло, государство уже сейчас должно разработать внятную концепцию развития аэропортов.