Кризис нa рынкe прoдoвoльствeннoй тoргoвли, судя пo всeму, идeт на спад. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine, в январе-июне ритейлеры открыли в Украине 202 сетевых магазина, тогда как за аналогичный период прошлого года ― 138. В пятерке лидеров по темпам развития «АТБ-маркет», «Наш край», Fozzy Group (сети «Сiльпо», «Фора», Le Silpo, Fozzy Cash & Carry, Thrash!), «ЛотОк» и «ЭКОмаркет».
Получается, что, несмотря на кризис, сети не приостанавливают развитие. Заместитель главы наблюдательного совета корпорации «Пакко» (сети «Пакко», «Вопак») Олег Мерченко видит причину хоть и в слабом, но все-таки оживлении продаж в 2016 году: в первом полугодии продажи выросли примерно на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Да и доля сетевой розницы даже в самом развитом регионе ― Киеве ― все еще составляет не более 30%, поэтому ритейлерам есть кого переманивать у рынков и линейной розницы (несетевых магазинов).
Небольшой формат
В последнее время продуктовые торговые сети развиваются преимущественно за счет небольших по площади магазинов. Не стал исключением и нынешний год. Директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля рассказывает, что около 60% от общего количества новых открытий пришлось на мини-маркеты (площадь до 200 кв. м) и магазины у дома (200-400 кв. м).
Популярность этого формата легко объяснима. У ритейлеров не хватает средств для «полномасштабного» развития, но инвестировать в открытие небольших по площади магазинов они все-таки готовы.
В среднем такая торговая точка обходится в $50-100 тыс., тогда как в супермаркет нужно вложить в несколько раз больше.
Открытие небольшого магазина позволяет решить еще одну проблему ― нехватку помещений в самых оживленных местах областного центра. «Найти площадку для строительства гипермаркета или супермаркета очень сложно, гораздо больше предложений для дискаунтеров или магазинов у дома», ― говорит директор по развитию крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным.
Эта тенденция останется неизменной в течение ближайших двух-трех лет, а количество новых игроков может увеличиться. Причем предпосылки к этому наблюдаются уже сейчас. Например, Fozzy Group запускает новую торговую сеть в формате дискаунтера ― Thrash! («ТРАШ!»). В августе ритейлер планирует открыть 10 магазинов в шести городах страны: Запорожье, Киеве, Кременчуге, Львове, Харькове и Черкассах. «Ассортимент сети «ТРАШ!» составляет около 1,5 тыс. товарных позиций, у нас оптимизированные способы доставки, минимальный штат сотрудников, экономия в инструментах рекламы и оформлении торгового зала, упрощенная выкладка товаров ― все это позволит нам удивлять посетителей ценами», ― говорит руководитель проекта «ТРАШ!» Михаил Притула.
Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко добавляет, что даже многие существующие сети сокращают площади своих магазинов. Все это следствие пересмотра игроков рынка своего ассортимента.
За последние два года ритейлеры уменьшили количество наименований товаров на полках магазинов в среднем на 10-15%. Первыми под нож попали подорожавший Нацбанка, в первом полугодии в Украину перечислено $1,198 млрд в эквиваленте, что на $24 млн больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, после активов относительно невысокая и может составлять всего несколько миллионов долларов за сеть из 15-20 магазинов в различных районах города. Преимущество локальных сетей, как правило, заключается в том, что они занимают лучшие места в своем населенном пункте. Приобретая такой актив, новичок сокращает срок возврата своих инвестиций.
До конца года в Украине может быть заключено несколько подобных сделок. Сейчас крупные сети активно проводят переговоры со своими более мелкими конкурентами и готовятся открывать новые магазины ― кризис кризисом, а кушать хочется всегда.
Более детально о финансовых показателях крупнейших производственных компаний можно узнать в журнале «Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины».
№
Δ
Продовольственный ритейл
Чистый доход
Чистая прибыль
2015, млн грн
2014, млн грн
2015, рост, %
2015, млн грн
2014, млн грн
1
0
АТБ-Маркет
38 605
32 453
18,96
2362
-286
2
0
Фоззи-Фуд (ТМ «Сильпо»)
35 023
27 409
27,78
-1406
-406
3
0
МЕТРО Кэш Энд Керри Украина
10 174
8043
26,50
-2001
-1969
4
0
Ашан Украина Гипермаркет
8865
6666
32,97
-196
-291
5
1
Фудмережа (ТМ «