В пeрвoм квaртaлe 2019 гoдa oбъeм пoтрeблeния минеральной изоляции в России составил 8 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5%. При этом в рознице наблюдалось падение на 3-5%, которое эксперты связывают с сезонностью и снижением покупательной способности населения.
В первые месяцы 2019 года сегмент теплоизоляционных материалов не только не сократился, но и продемонстрировал небольшой рост. По оценкам направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ, в денежном эквиваленте его объем составил 11 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом году в первом квартале было продано минеральной изоляции на сумму 10,7 млрд рублей. Общий объем потребления в 2018 году был равен 46 млрд рублей.
Наибольший рост потребления минеральной ваты с начала 2019 года наблюдался в Дальневосточном федеральном округе – на 7% по сравнению с 1 кварталом 2018 года. За ним следует Сибирский ФО с показателем прироста 6%. Третье место поделили Центральный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа – здесь объем потребления увеличился на 5%. 3% и 2% роста пришлось на Северо-Западный и Приволжский федеральные округа соответственно. Падение потребления было отмечено только в Уральском ФО – на 7%. В целом, рынок минераловатной изоляции за год вырос на 2,5%.
Позитивные тенденции у производителей теплоизоляционных материалов объясняются сохранением общих объемов строительства на уровне предыдущего года. Однако, как отметила Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ, «на основании показателей первого квартала рано делать выводы о ситуации в целом: это только начало сезона. Но мы надеемся, что объемы строительства, как минимум, останутся на прежнем уровне, и не исключаем, что на рынке произойдет оживление в наиболее активный строительный период, который обычно приходится на лето и начало осени».
Усилению активности также будет способствовать реализация государственных программ по строительству жилья, например «Обеспечение жильем молодых семей», «Реновация жилищного фонда города Москвы», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», а также другие программы регионального развития. На рост потребления технической изоляции влияет увеличение добычи полезных ископаемых и объемов производства в обрабатывающих отраслях, что влечет за собой расширение существующих и строительство новых предприятий и складских комплексов.
В первом квартале 2019 года отмечалось перераспределение потребления теплоизоляционных материалов между различными сегментами. Так, сокращение покупательской активности на 3-5% в рознице компенсировалось увеличением потребления в В2В, в том числе в направлении штукатурных фасадов. Эксперты ТЕХНОНИКОЛЬ связывают уменьшение объемов розничных продаж с общим снижением покупательной способности населения, ростом цен, повышением НДС, а также сезонностью. «Оживление со стороны частников ожидается во втором квартале с началом строительного сезона и продлится в течение всего лета. Вполне вероятно, что этот рост компенсирует падение первого квартала», — комментирует Елена Кузнецова, директор по маркетингу направления «Минеральная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.
В 1 квартале 2019 года доля импорта общестроительной и технической изоляции на основе каменной ваты продолжила снижение, опустившись на 42% по сравнению с 1 кварталом 2018 года. Сегодня импортная продукция занимает не более 1% сегмента. Доля экспорта увеличилась на 63%.