Прописка через Интернет — реальность?

С нaчaлa 2011 гoдa прoписaться пoстoяннo мoжнo чeрeз интeрнeт, нo в пaспoртныx службах Санкт-Петербурга об этом еще не знают.

Прежде чем подавать заявление через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), необходимо зарегистрировать «личный кабинет». Процедура может занимать до двух недель, поскольку код доступа доставляется заявителю заказным письмом – до востребования.

Возможно, к моменту, когда первые «электронные заявители» придут в паспортные службы за штампами в паспорта, их сотрудники будут полностью осведомлены о нововведении. Пока же сайт Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в разделе «электронные услуги» предлагает через интернет только регистрацию по месту пребывания.

Как задумано

Регистрация по месту пребывания (в привычной терминологии – «временная прописка») доступна через интернет с 28 ноября 2010 года. Согласно постановлению правительства РФ №885 от 11 ноября 2010 года об изменении порядка регистрации граждан РФ, с 1 января 2011 действуют такие же правила и для регистрации по месту жительства (постоянной прописки). Личные контакты с органом регистрационного учета (который ФМС настоятельно советует не называть паспортным столом) все равно предусмотрены – для предъявления оригиналов документов, удостоверяющих личность и дающих основание для постоянной регистрации.

Первый этап – регистрация «личного кабинета». На сайте gosuslugi.ru есть пошаговая инструкция, где говорится, как это сделать и что должна ответить система на каждое заполненное поле, чтобы регистрация прошла успешно. Сообщается, в том числе, как поступать, если ваша электронная почта или телефон уже используются кем-то другим.

Система регистрации запрашивает ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) и СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ). Без этих данных зарегистрироваться нельзя. Они проверяются в режиме онлайн. Кроме того, необходимо сообщить свой адрес электронной почты и номер мобильного телефона, куда будут высланы коды подтверждения достоверности. Сайт предупреждает, что сообщать почту или телефон, зарегистрированные на других лиц (физических или юридических), не стоит, чтобы оставить для себя возможность восстановления пароля в случае надобности, не проходя регистрацию заново.

Надо также сообщить подробный почтовый адрес – любой, удобный для получения письма, но обязательно с индексом. По этому индексу в почтовое отделение будет доставлено заказное письмо «до востребования» с кодом доступа к «личному кабинету». Письмо выдается по предъявлению паспорта. Доставка, как сообщает сайт gosuslugi.ru, может занять до двух недель (ФМС просит сообщить, если почта не уложилась в срок). Письмо на почте хранится месяц. Если заявитель не получил его – процедуру придется проходить заново.

Получив код доступа, пользователь заполняет заявление на сайте и уже на следующий день, как полагает заместитель начальника Управления паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России Вячеслав Маленков, может приходить в паспортную службу за штампом о регистрации. По 885 постановлению, отметка в паспорте гражданина производится в день поступления в орган регистрационного учета документа, удостоверяющего личность, и документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение. Необходимо уточнить: если помещение в собственности, согласие на регистрацию не-собственника необходимо от всех сособственников – или всех зарегистрированных совершеннолетних граждан, если квартира муниципальная.

Как получится

Для временной регистрации по интернету за свидетельством приходить не обязательно: документ может быть послан и по почте.

Главный вопрос, возникающий по механизму регистрации через Единый портал госуслуг, – возможность незаконной регистрации без согласия собственника. Зная паспортные данные владельца и реквизиты правоустанавливающего документа на жилье, временную регистрацию может оформить, например, арендатор квартиры. Причем на максимальный срок временной регистрации – на три года. Как при этом будут защищены права собственника (или нанимателя муниципального жилья)?

Постановление правительства №885 содержит пункт об обязательном уведомлении собственника (нанимателя) в трехдневный срок. Если согласия собственник не давал, он может «подать заявление об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания».

С одной стороны, либерализация правил временной прописки налицо, с другой – головная боль для собственника.

Но как поясняют в ФМС, свидетельство о регистрации по месту пребывания направляется именно собственнику (нанимателю) заказным письмом, которое выдается по паспорту. Письмо отправляют по адресу жилого помещения, где регистрируется гражданин.

В большинстве опрошенных БКН.РУ органах регистрационного учета сообщили, что за месяц действия «дистанционной» процедуры ею никто не воспользовался. Так же ответили и несколько фирм, предлагающих помощь в регистрации.

Судить об эффекте от запуска новой формы пока рано: среди комментариев пользователей пока преобладает негатив. Например, одного электронного заявителя территориальная ФМС отправила в паспортную службу, где пришлось пройти весь знакомый набор процедур, от заполнения бумаг до очередей в те два дня недели, что работала служба.

Нюансы постоянной регистрации через портал госуслуг петербургским специалистам ФМС пока неизвестны, многие даже отрицали саму возможность получения этой услуги.

От регистрации к налогам?

Послужит ли упрощение процедуры временной регистрации большей прозрачности рынка аренды жилья?

Риэлторы, работающие на рынке аренды, отмечают, что большинство арендодателей не хотят регистрировать своих жильцов на предоставленной жилплощади. Но нежелание тратить время на очереди в паспортных столах – это лишь одна из причин, отмечает руководитель отдела аренды АН «Александр» Елена Лаппо. Другие – это правовая неграмотность собственников, которые не представляют себе юридических последствий регистрации арендаторов, и нежелание «показывать» государству доходы от сдачи квартир.

Специалист департамента аренды «Адвекс. Недвижимости» Людмила Меленевская тоже называет недостаточную осведомленность собственников одной из главных причин их отказа регистрировать своих арендаторов. «Объяснить, что такое регистрация по месту пребывания, на какой срок она может быть оформлена, какие права она дает временному жильцу, вернее, каких прав она ему не дает, что придется делать собственнику, – это как раз задача агента. К сожалению, на рынке аренды присутствует много неграмотных маклеров, которые сами ничего об этом не знают», – сетует Людмила Меленевская.

У Елены Лаппо нет уверенности, что предложенная процедура в достаточной мере защищает собственника жилья от махинаций, но все же она считает, что регистрация на деле должна носить уведомительный, а не разрешительный характер. На освоение интернет-возможностей получения госуслуг петербуржцам потребуется какое-то время, но они будут востребованы, уверена эксперт.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.