В Укрaинe ужe пoчти двa мeсяцa идeт кoммунaльнaя реформа: с 1 июля у традиционных ЖЭКов формально забрали монополию на рынке коммунальных услуг, включив зеленый свет объединениям собственников многоквартирных домом (ОСМД).
Но главной интригой является решение парламентариев передать многоэтажки без ОСМД сторонним управляющим компаниям (их должны выбирать чиновники на специальных конкурсах).
Эти самые «чужие» управленцы стали основной страшилкой для владельцев квартир. Эксперты еще до старта реформы массово пугали украинцев тем, что на рынок прорываются бизнесмены, желающие выжать из коммуналки по максимуму.
Они, дескать, будут рисовать тарифы с потолка, вынуждая жильцов платить втридорога. Масла в огонь подлили затяжные дебаты вокруг правок в закон №417, регламентирующий проведение реформы, и порядок проведения конкурсов среди управляющих компаний. Наблюдались попытки закрепить норму, согласно которой дома, которые передадут сторонним управителям, должны оставаться на их обслуживании в течение года по каким бы тарифам это обслуживание не проводилось. И хотя итоге этот скандальный пункт в закон так и не включили, слухов и страхов вокруг этой темы меньше не стало.
UBR.ua решил выяснить отдают ли уже украинские многоэтажки управителям, по каким ценам они готовы обслуживать дома и что случилось с ЖЭКами.
Управителей не выбирают
Как выяснилось, на волне коммунальной паники накануне начала реформ жители отечественных многоэтажек заметно активизировались и начали массово регистрировать ОСМД. За неполные два месяца их число увеличилось почти на 4 тыс. и сейчас превышает 20 тыс. И список желающих руководить домами самостоятельно расширяется с каждым днем.
Частных же управляющих компаний, вопреки ожиданиям, появляется не так много. Но главное – пока процесс передачи им «бесхозных» многоэтажек так и не начался. Только недавно был утвержден порядок проведения конкурсов между управленцами. Но сами тендеры еще не проводятся, так как оглашение условий, сбор документов потенциальных участников может занять немало времени.
Но, по данным экспертов, созданы все условия для проведения честных тендеров. Во-первых, одним из условий победы в конкурсе являются минимальные тарифы. Это должно гарантировать, что завышенных цифр в платежках не будет. Во- вторых, сейчас обсуждается возможность проведения таких тендеров через систему Prozorro. В-третьих, интерес общественности к этому вопросу настолько велик, что протянуть выгодное отдельным бизнесменам решение чиновникам будет непросто.
Аналитик Ассоциации городов Украины Олег Гарник отмечает, что теоретически у управляющий компаний есть стимул не только не повышать расценки на облуживание домов, но и снижать размер своих комиссионных, так как это как раз тот «люфт», за счет которого они могут выиграть тендер. «Понятно, что стоимость обслуживания многоэтажек очень разниться от состояния дома, количества квартир в нем и т.д. Скажем, новая 14-этажка с маленьким двором в пересчете на каждую квартиру будет стоить намного дешевле, чем старая двухэтажка с десятком квартир и большой прилегающей территорией. Но средний тариф, высчитанный Минрегионстроем, составляет порядка 3,5 грн./кв. м. Именно эта цифра берется во внимание при начислении субсидий. И на нее, как на некий «золотой стандарт», скорее всего, и будут равняться управляющие компании», — пояснил UBR.ua Олег Гарник.
Тарифная ловушка
Сейчас в Киеве тариф на обслуживание многоэтажек выше рекомендованного Минрегионом и составляет порядка 5 грн./кв. м и более. Значит ли это, что у горожан появилась надежда увидеть в платежках более «приятные» цены? Эксперты считают, что такие перспективы действительно есть. Другие тарифы в платежках – на тепло, воду и пр. – сильно выросли и вряд ли упадут. Поэтому завышать расценки на обслуживание управляющим компаниям будет невыгодно, — считают эксперты.
Расслабиться частникам не дадут и ЖЭКи. В Киеве идет масштабная реформа жилищно- эксплуатационных контор. В 10 районах уже созданы управляющие дирекции и старые ЖЭКи по- сути утратили независимый статус (а с ним и право диктовать жильцам свои условия), трансформировавшись в районные коммунальные участки. Это значит, что руководство этими участками, закупка услуг и пр. будет происходить централизовано, а это позволяет рассчитывать если и не на удешевление обслуживания, то, по крайней мере, на улучшение его качества.
Кроме того, согласно законодательству, украинцы, которые будут недовольны услугами сторонних управителей, могут зарегистрировать ОСМД и тут же отказаться от «чужаков». Исключение составляют только случаи, когда жильцы уже подпишут годовой договор на обслуживание. В этом случае расстаться с управленцами можно будет действительно только через год.
Впрочем, как считают некоторые эксперты, именно в эту ловушку и попытаются заманить украинцев отдельные управители.
«Они будут заключать договор на одних условиях, а потом повышать тарифы, ссылаясь на инфляцию, повышение зарплат сотрудникам, подорожание бензина и любые другие «непредвиденные обстоятельства», — допустил в разговоре с UBR.ua один из экспертов, попросивший не называть его имени. Кстати, такой же ход управляющие компании могут использовать и для того, чтобы выиграть тендеры местных властей. Получит ли распространение подобная схема будет зависеть от уровня конкуренции на коммунальном рынке и бдительности активистов и рядовых украинцев, — резюмировали опрошенные UBR.ua специалисты.