Сколько стоит научиться управлять яхтой

Числo укрaинцeв, увлeчeнныx яxтингoм, сoстaвляeт всeгo oкoлo 15 тыс. человек. Несмотря на скромные показатели, этот сегмент растет очень активно — еще 6-7 лет назад все украинские яхтсмены знали друг друга в лицо.

Причина популярности яхтинга в последние годы проста — украинцы постепенно отказываются от стереотипа «яхтинг — хобби состоятельных людей». На самом деле, это хобби вполне доступно среднему классу. Например, стоимость недельного яхтенного путешествия в Греции на восьмерых с арендой лодки, платой за стоянки, питанием, перелетом обойдется примерно в $7 тыс. То есть менее, чем по $1 тыс. на человека, что не дороже проживания в греческом отеле по системе «все включено». Примерно $1 тыс. придется потратить на наемного украинского капитана или EUR150 в сутки — за иностранного морского волка.

Впрочем, тренд последнего года-двух среди украинцев — самостоятельно выучиться на шкипера и бороздить морские просторы, стоя у штурвала яхты.

Около одной трети отечественных любителей яхтинга уже получили права на управление судном. В мире существуют несколько международных систем обучения яхтингу. Самые популярные — RYA (Royal Yacht Academy, в Украине нет пока), IYT (International Yacht Training, есть представительства), ISSA (International Sailing School Association, есть представительства).

Разница состоит в том, где эти права котируются: RYА — по всему миру, IYT — почти во всем мире, ISSA — в меньшем количестве стран. Каждая из систем предлагает несколько уровней прав. Например, Day Skipper (право управлять лодкой в дневное время не далее 20 морских миль от берега), Inshore Skipper (дает возможность управлять яхтой в качестве капитана в прибрежных водах), Offshore Skipper (подтверждает наличие у владельца навыков и знаний для управления яхтой в роли капитана в любых морях без ограничений удаленности от береговой линии) и так далее.

В Украине работают около 30 школ, которые выдают права разного образца — от IYT (аккредитованы головным офисом) до государственных украинских или хорватских, которые признаны в большинстве стран мира. Некоторые школы грешат поддельными правами. Всего в трех-четырех школах можно получить действительно качественное образование. Качественное — достаточное количество часов теории и практики, квалифицированный персонал с внушительным опытом, возможность поучить юного яхтсмена в разных акваториях для тренировки разнообразных навыков и так далее. Часто виновниками некачественного образования становятся не школы, а сами «ученики». Дело в том, что некоторые «зеленые» яхтсмены наивно полагают, что научиться управлять лодкой можно в ходе путешествия. Мол, с автомобилями так и происходит: приобрел права, поездил чуток и вот ты уже настоящий асс. Увы, выходя в море, вы имеете дело с неуправляемыми стихиями (водой и ветром) и подобная самоуверенность может привести к тому, что у штурвала окажется неопытный капитан, который не знает, как управлять лодкой, не знаком с правилами безопасности и другими тонкостями яхтенного дела. В лучшем случае шкипер не сумеет пришвартовать яхту, в худшем — это угроза жизни тех, кто находится на борту лодки.

Все это к тому, что желающие получить права на управление яхтой, должны не просто получить права, а действительно отучится.

Тут важно выбрать правильную академию яхтинга. Безусловно, первое, на что следует обратить внимание — преподавательский состав — кто учит, каковы их заслуги (например, перешел пять раз Атлантику, ходил по сложным маршрутам и так далее).

Немаловажным является и длительность курса — за две недели теории и практики суммарно вас яхтенному делу никто не научит. Длительность курсов должна составлять месяц-два теории и минимум две недели реальной интенсивной практики. Стоимость зависит от школы, но в среднем это — около 7 тыс. грн. за теорию и примерно $1,2-1,5 тыс. за двухнедельную практику с арендой приличной яхты и непосредственной учебой.

Львиную долю преподаватель должен посвятить вопросам безопасности — от работы с настоящими радиостанциями прямо в классе до главных принципов поведения на судне во время непредвиденных погодных условий. Практический курс, особенно первая неделя, должен быть «злым» (очень интенсивным), во время второй недели практики «зеленый» яхтсмен обязан научиться управлять яхтой самостоятельно.

В ближайшие пять лет, думаю, популярность морских путешествий, а также востребованность курсов и яхтенных прав вырастет в разы. Безусловно, до США, где, по данным Statista, более 90 млн человек в 2015 году хотя бы раз имели дело с водным путешествием — будь-то круиз или самостоятельное управление катамараном (в 2000 году этот же показатель составлял 67,5 млн человек), нам пока далеко. И все же перспективы развития сегмента очень хорошие — рост примерно на 30% почитателей яхтинга в год.

Автор: Андрей
Иванов
совладелец компании Fleet5

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.