В лeгкoй прoмышлeннoсти Укрaины, oсoбeннo в тaкиx сeктoрax, кaк прoизвoдствo одежды и тканей, наблюдается следующий парадокс: кривая итогов работы отрасли привычно ползет вниз, аналитики начинают все обзоры с фразы «кризис углубляется», руководители фабрик при слове «динамика» мрачнеют, ритейлеры сетуют на потребителей, потребители ― на цены. Но при этом как грибы после дождя появляются новые марки. Дошло до того, что в самом центре столицы, на Крещатике, открылся 4-этажный универмаг «Всі. Свої», где представлены 150 украинских торговых марок: хочешь не хочешь, а небольшим молодым компаниям придется конкурировать с пресловутой Zara, что находится по соседству. Основой этого проекта стала ярмарка украинских производителей, которая за полтора года выросла с 80 до 250 участников. Феноменальный результат показала компания MustНave, шьющая женские платья и пальто: за два года ее производство увеличилось от 20 до 8000 единиц в месяц.
При всей пессимистичности оценок нынешней экономической ситуации участники рынка отмечают важность тренда последних двух лет ― повышенный интерес покупателей к made in Ukraine. В том числе благодаря энтузиастам, в частности, организаторам фестиваля «В поисках made in Ukraine», пишет журнал «Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины».
По данным Госстата, в 2015 году доля потребительских товаров украинского производства, проданных через торговую сеть, составила 58,1%, что на 0,3% больше, чем годом ранее. В денежном выражении (без учета оккупированного Крыма и зоны АТО) в 2015 году реализовали отечественной продукции на общую сумму 283,4 млрд грн, что на 14,6% больше, нежели в 2014-м. При этом доля украинских текстильных товаров и галантереи в 2015 году выросла на 3,8% по сравнению с 2014-м и составила 33,8%, или 517,1 млн грн.
Большие и маленькие
За 25 лет независимости Украины производство товаров легпрома сократилось в 10 раз, а их доля в промышленном производстве уменьшилась с 20% до 0,8%. Не стал исключением и 2015 год. По оценке вице-президента ассоциации «Укрлегпром» Татьяны Изовит, падение производства в легкой промышленности в прошлом году составило 8,4%, а производство одежды (тканой и трикотажной) сократилось на 21% ― до 23,2 млн шт. ― по сравнению с предыдущим годом.
Однако изготовление некоторых видов продукции в последние годы понемногу росло. Так, по данным Госстата, с каждым годом в стране выпускают все больше носков: 89,3 млн пар в 2015 году (годовой рост составил 20%). Стабильными остаются объемы производства женской одежды (костюмы, блейзеры, платья, юбки, брюки, шорты): в прошлом году их сшили 2,6 млн шт. (годовой рост на 0,8%). Растет производство лыжных курток и ветровок, причем в мужском сегменте даже превысило уровень эталонного 2011 года и составило по итогам прошлого года 250 млн шт. (годовой рост на 31,5%).
Доля отечественных текстильных товаров в 2015 году выросла на 3,8% и составила 33,8%, или 517,1 млн грн
По данным «Укрлегпрома», по состоянию на конец 2015 года в Украине насчитывалось более 2,5 тыс. предприятий легкой промышленности, из которых около 1,9 тыс. ― швейные фабрики. Производство одежды в структуре отрасли занимает 66%, на текстильное направление приходится 20%, оставшиеся 14% ― это производство кожи и обуви. Лидерами по количеству предприятий отрасли являются Харьковская (271), Львовская (237) и Хмельницкая (152) области.
По сравнению с пятитысячным наследством, которое получила Украина в 1991 году, предприятий легпрома стало не просто вдвое меньше: в советское время большинство из них являлись крупными объединениями, сегодня же отрасль состоит в основном из представителей малого и среднего бизнеса (в госсобственности менее 1%). По словам Людмилы Качуровской, генерального директора компании «Дюна-Веста», у этой ситуации есть как плюсы, так и минусы. «Крупному производителю легче выполнять свои обязательства перед поставщиками и кредиторами. Владение несколькими небольшими предприятиями или одним большим позволяет покупать сырье дешевле благодаря более выгодным условиям контракта с поставщиками. Кроме того, крупное производство активнее и чаще инвестирует в инновационные технологии. В то же время небольшие компании выигрывают благодаря своей мобильности», ― отмечает она.
Давальческие схемы
Последние полтора десятилетия отечественная легкая промышленность выживает за счет работы на экспорт на условиях давальческого сырья. Как отмечают в ассоциации «Укрлегпром», доля такой продукции в швейной отрасли составляет 80-90%, а из 1,9 тыс. швейных фабрик в Украине половина экспортирует свою продукцию в страны ЕС. На украинских предприятиях шьют вещи таких торговых марок, как New Look, Marks & Spencer, Next, Laura Ashley, Top Shop, Zara, Mexx, Triumph, BCBG, Esprit, Hugo Boss и др. Среди стран ЕС крупнейшими импортерами текстильных изделий и одежды из Украины (как правило, эта продукция изготовлена на заказ по давальческой схеме) является Германия (доля контрабанда. По оценкам «Укрлегпрома», в тени на сегодня работает почти 80% украинских производителей. В результате две трети внутреннего рынка (67%) наполнены продукцией теневого производства и контрабандными товарами (в том числе под видом секонд-хенда), и только треть составляют товары собственного производства и легальный импорт. «Украинский производитель мог бы занять свое место на рынке, но теневое производство по-прежнему занимает до 70% рынка, его доля в прошлом году оценивалась в 80-85 млрд грн», ― отмечает Татьяна Изовит.
Не играют на руку отечественным производителям и экономические реалии. Девальвация гривни привела к увеличению их расходов на закупку ткани, стоимость которой составляет 80-85% в себестоимости вещи. Как следствие, цена на одежду украинского производства выросла. Правда, меньше чем в три раза, иначе рынок просто потеряли бы покупателей, серьезно обедневших из-за