Укрaинцы вскoрe будут жить пo нoвoму зaкoну o жилищно-коммунальных услугах. Верховная Рада близка к доработке соответствующего законопроекта, над которым народные избранники трудятся уже почти год. За это время в документ внесли более 250 поправок, и теперь его осталось принять во втором чтении.
Общественная организация «Публичный аудит» проанализировала корректировки и выяснила, к чему готовиться гражданам.
Первое, что насторожило экспертов — исчезновение из блока «Основные принципы государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг» подпункта 7, прописывающего обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан.
«Или это ошибка, или готовится почва для отмены действующей системы субсидий», — указывает ведущий аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.
Но есть и плюс. В первой редакции законопроекта полностью отсутствовал пункт о полномочиях органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, что лишало местную власть рычагов влияния на тарифы и качество коммунальных услуг.
Доработанный проект содержит такое положение, хоть и частично.
Второй «бонус» — снижение размеров пени за долги по коммуналке в 10 раз — с 0,1% до 0,01% суммы долга за каждый день просрочки.
«Таким образом, в случае несвоевременной оплаты, сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц, или до 3,6% в год, что, конечно, неприятно, но по сравнению с 36% годовых в первой редакции законопроекта, более-менее приемлемо», — говорят в «Публичном аудите».
Еще один важный момент — это усиление ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги.
Эксперты предлагали ввести пеню, которую исполнитель обязан уплатить потребителю за систематическое (более 2-х раз в год) непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг в размере двойной их стоимости.
Впрочем, народные избранники не решились на такие кардинальные шаги. В итоге ответственность коммунальщиков ограничивается исключительно неустойкой, определенных законодательством или договором.
«Это имитация заботы о потребителях, а не реальные шаги к улучшению качества услуг. Указанные санкции никак не решают вопрос некачественных услуг», — считает Галайда.
Так, законодатели считают, что исполнитель коммунальной услуги самостоятельно осуществит перерасчет, если оказывал некачественные услуги, оплатит потребителю неустойку (штраф, пеню), в порядке и размере, которые в настоящее время не определены законодательством и условиями договора.
То есть, теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика, но в порядке и в размере, которых пока не придумали.
Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, согласно новому законопроекту, будут заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Кабмином.
Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:
- перечень услуг;
- требования к качеству услуг;
- права и обязанности сторон;
- ответственность сторон за нарушение договора;
- цена услуги;
- порядок оплаты услуги;
- порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
- срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.
То есть, остальные условия договора (не включены в перечень существенных) могут согласовываться сторонами.
Интересно, что капитальный ремонт придомовых систем (в том числе, газораспределительной, водоснабжающей и пр.) будут проводить совладельцы многоэтажек или уполномоченные лица за счет совладельцев.
Причем, как обращает внимание Галайда, эта норма противоречит закону «О приватизации государственного жилищного фонда» и постановлению Кабмина, согласно которым государство обязано обеспечить первый пост приватизационный капитальный ремонт многоквартирного дома.
«Изюминка» законопроекта — новые виды платежей
Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) по индивидуальному договору будет включать:
- плату за услугу, рассчитываемую, исходя из размера утвержденных цен / тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных
- плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабмином;
- плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома.
«Законодатели объясняют такие новеллы необходимости, для большей прозрачности, отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей. Однако такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки за счет увеличения исполнителем той части тарифа, который не подлежит государственному регулированию», — прогнозирует руководитель «Публичного» аудита» Максим Гольдарб.