Украинцам готовят новую коммуналку с большими штрафами за долги

Укрaинцы вскoрe будут жить пo нoвoму зaкoну o жилищно-коммунальных услугах. Верховная Рада близка к доработке соответствующего законопроекта, над которым народные избранники трудятся уже почти год. За это время в документ внесли более 250 поправок, и теперь его осталось принять во втором чтении.

Общественная организация «Публичный аудит» проанализировала корректировки и выяснила, к чему готовиться гражданам.

Первое, что насторожило экспертов — исчезновение из блока «Основные принципы государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг» подпункта 7, прописывающего обеспечение социальной защиты малообеспеченных граждан. 

«Или это ошибка, или готовится почва для отмены действующей системы субсидий», — указывает ведущий аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.

Но есть и плюс. В первой редакции законопроекта полностью отсутствовал пункт о полномочиях органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, что лишало местную власть рычагов влияния на тарифы и качество коммунальных услуг.
Доработанный проект содержит такое положение, хоть и частично.

Второй «бонус» — снижение размеров пени за долги по коммуналке в 10 раз — с 0,1% до 0,01% суммы долга за каждый день просрочки.

«Таким образом, в случае несвоевременной оплаты, сумма долга может увеличиться до 0,3% в месяц, или до 3,6% в год, что, конечно, неприятно, но по сравнению с 36% годовых в первой редакции законопроекта, более-менее приемлемо», — говорят в «Публичном аудите».

Еще один важный момент — это усиление ответственности поставщика за некачественные или предоставленные не в полном объеме услуги.

Эксперты предлагали ввести пеню, которую исполнитель обязан уплатить потребителю за систематическое (более 2-х раз в год) непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг в размере двойной их стоимости.

Впрочем, народные избранники не решились на такие кардинальные шаги. В итоге ответственность коммунальщиков ограничивается исключительно неустойкой, определенных законодательством или договором.

«Это имитация заботы о потребителях, а не реальные шаги к улучшению качества услуг. Указанные санкции никак не решают вопрос некачественных услуг», — считает Галайда.

Так, законодатели считают, что исполнитель коммунальной услуги самостоятельно осуществит перерасчет, если оказывал некачественные услуги, оплатит потребителю неустойку (штраф, пеню), в порядке и размере, которые в настоящее время не определены законодательством и условиями договора.

То есть, теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика, но в порядке и в размере, которых пока не придумали.

Договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, согласно новому законопроекту, будут заключаются в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Кабмином.

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

 

  • перечень услуг;
  • требования к качеству услуг;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность сторон за нарушение договора;
  • цена услуги;
  • порядок оплаты услуги;
  • порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  • срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

 

То есть, остальные условия договора (не включены в перечень существенных) могут согласовываться сторонами.
Интересно, что капитальный ремонт придомовых систем (в том числе, газораспределительной, водоснабжающей и пр.) будут проводить совладельцы многоэтажек или уполномоченные лица за счет совладельцев. 

Причем, как обращает внимание Галайда, эта норма противоречит закону «О приватизации государственного жилищного фонда» и постановлению Кабмина, согласно которым государство обязано обеспечить первый пост приватизационный капитальный ремонт многоквартирного дома.

«Изюминка» законопроекта — новые виды платежей

Плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) по индивидуальному договору будет включать:

 

  • плату за услугу, рассчитываемую, исходя из размера утвержденных цен / тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребленных 
  • плату за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабмином;
  • плату за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома.

 

«Законодатели объясняют такие новеллы необходимости, для большей прозрачности, отделить саму услугу от расходов на обслуживание абонента и сетей. Однако такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки за счет увеличения исполнителем той части тарифа, который не подлежит государственному регулированию», — прогнозирует руководитель «Публичного» аудита» Максим Гольдарб.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.