Миxaил нaчaл свoю кaрьeру в «Крaфт Фудз Укрaинa», где в маркетинге развивал основные шоколадные бренды компании. Уже 13 лет работает в компании MARS, долгое время проработал руководителем отдела маркетинга шоколадной категории в России. Последние два года возглавляет бизнес MARS Украина.
Почему вы согласились участвовать в проекте CEO4U?
У этого проекта большая и важная миссия — помочь украинскому бизнесу стать ярче и сильнее. Мне бы очень хотелось, чтобы те люди, которые начинают свой бизнес или управляют им на какой-то стадии, становились успешнее. Потому что чем успешнее будет украинский бизнес, тем успешнее будет Украина. Сегодня для меня это не пустые слова — это вещи, в которые я верю, которые хочу видеть в этой стране сегодня, завтра и в будущем.
Есть ли у вас опыт коммуникации с малым и средним бизнесом или, возможно, опыт менторства внутри компании?
У MARS есть опыт масштабной помощи микробизнесу — фермерам, которые занимаются производством какао. Десятки тысяч фермеров в таких странах, как Кот-д»Ивуар в Африке, у которых во владении 2-3 дерева какао-бобов, часто не умеют вести бизнес максимально эффективно. А мы заинтересованы в их максимальной производительности и успешности. Эти люди — очень важное звено в цепочке производства, они собирают сырье для нашей продукции. Их успех — это наш успех и успех потребителей нашего шоколада.
Если говорить обо мне, то формально опыта менторства или помощи малому и среднему бизнесу не было. Но внутри компании такой инструмент очень широко используется для сотрудников. На разных этапах работы в компании у меня тоже был ментор, это интересный и безумно позитивный опыт.
Чем из своего опыта вы бы хотели поделиться в первую очередь?
Не важно, крупный это бизнес или мелкий, — мы время от времени делаем одни и те же ошибки с точки зрения ведения бизнеса. Как правило, секреты успеха тоже похожи.
У маленького магазина продуктов питания или средней фабрики одни и те же проблемы. Кого мы видим своим потребителем, кому хотим продавать свою продукцию, как хотим развивать ассортимент, чем хотим отличаться от конкурентов, какое ноу-хау хотим создать и так далее.
Я работаю в крупном бизнесе уже почти 19 лет, я сделал и очень много ошибок, и много вещей, которыми я горжусь. Если смогу, с удовольствием поделюсь.
Вы считаете, что универсальные советы для бизнеса все-таки есть?
Я думаю, да. Особенно в части инструментов, которые мы используем для развития продаж, ассортимента или продвижения наших брендов, торговых марок.
Кто-то приходит к пониманию через системный опыт западных компаний, а кто-то — самостоятельно, не читая книг, но имея очень хорошую деловую хватку.
Как вы думаете, какие сейчас наиболее критичные вопросы у малого и среднего бизнеса?
Сейчас, сталкиваясь с меньшей платежеспособностью людей в Украине и борясь за потребителя, все бизнесы стараются работать более эффективно. Они используют доступные ресурсы для развития производства, построения продаж, развития логистики.
Мы пытаемся адаптироваться к изменениям внешней среды. Мы заботимся о том, сколько потратит на покупку потребитель, как это отразится на ассортименте, качестве продукции, ценовой политике.
Сегодня мы тратим много времени решение тактических задач. Исторически, мы думали на 3-5-7 лет вперед, сегодня же мы часто думаем, как будет выглядеть следующий год, два, и, исходя из этого, уже принимаем более тактические решения. Все мы думаем о том, как мотивировать наших сотрудников.
Малый, средний и крупный бизнес — партнеры или конкуренты? Могут ли они конкурировать?
Я думаю, конкурировать точно могут, возможно, не напрямую. Если сегодня взглянуть на крупных украинских производителей, вы очень приятно удивитесь, узнав, что половина этих компаний еще несколько лет назад была малыми бизнесами. В таких случаях амбиции владельца, хорошая доля везения, конъюнктура рынка приводили к тому, что этот бизнес рано или поздно вырастал в крупный.
Но преимущество крупного бизнеса по сравнению с малым и средним — наличие большего количества ресурсов, финансовых и человеческих. Я осторожно отношусь к тезису «