Срeдняя плoщaдь приoбрeтaeмoй нa первичном рынке квартиры эконом-класса в Подмосковье с начала кризиса уменьшилась на 15%. К такому выводу пришли эксперты одного из крупнейших застройщиков РФ – ГК «Лидер Групп». Данная тенденция обусловлена, прежде всего, смещением спроса в сторону снижения общей стоимости покупки.
По данным ГК «Лидер Групп», в 2016 году средняя площадь квартир, приобретаемых в новостройках компании, расположенных в различных городах Подмосковья, составила 40 кв. м. В первой половине 2014 года данный показатель был равен 47 кв. м. Таким образом, за два кризисных года размер наиболее востребованной среди покупателей квартиры снизился в среднем на 15%.
По мнению Дмитрия Пантелеймонова, директора департамента маркетинга и продаж ГК «Лидер Групп» Московского региона, основная причина данного явления – падение доходов населения. «Для обычного человека кризис выражается в снижении заработной платы, возможности увольнения, сложностях с поиском новой работы, подорожании жизни в целом.
Все это приводит к тому, что люди с одной стороны более осторожно тратят свои сбережения, а с другой – не планируют в ближайшее время новых значительных накоплений, — поясняет эксперт. – В итоге покупательский спрос стал смещаться в сторону самых маленьких однокомнатных квартир и студий. То есть если до кризиса потребитель ориентировался на «минимальный бюджет в рамках достаточно просторной квартиры», то в настоящий момент люди соглашаются на «жилье по минимальной цене». В ответ на изменение спроса изменилась и квартирография новостроек. Так же как и в прошлый кризис, с началом текущей экономической нестабильности многие застройщики начали пересматривать планировки в своих проектах. Так что новые комплексы и очереди в уже реализуемых новостройках стали выходить с более мелкой «нарезкой» квартир.
«К примеру, если в 2012-2013 годы площадь типовой однокомнатной квартиры эконом-класса составляла около 38-42 кв. м, то сейчас в большинстве новых жилых комплексов «однушки» не превышают 30-35 кв. м, – рассказывает Дмитрий Пантелеймонов. – То же самое касается «двушек» и «трешек». В среднем квартиры стали «меньше» на 7-15 кв.м». Подобная «оптимизация» метражей в сторону уменьшения площади помогла застройщикам создать более востребованный в текущих условиях продукт. Наряду с уменьшением площади квартир, на рынке происходит увеличение в общем объеме предложения доли самых компактных лотов – студий.
Данный формат также получил свою популярность в кризис. «Студии площадью до 30 квадратных метров активно раскупались в конце 2014 года и, несмотря на уход с рынка инвесторов, на сегодняшний день остаются одним из наиболее востребованных продуктов на областном рынке новостроек, — рассказывает Дмитрий Пантелеймонов». Поэтому для того чтобы «адаптировать» свои проекты под кризисный спрос, многие застройщики еще в прошлом году вместе с уменьшением метражей жилья в целом стали увеличивать число студий в новых проектах, сокращая при этом число многокомнатных квартир. В итоге доля студий в общем объеме предложения новостроек Московской области с конца 2014 года по сегодняшний день выросла с 10 до 15-20%.