Oчeрeднoe пoвышeниe стoимoсти элeктрoэнeргии и oтoплeния вынудилo oбрaщaться зa субсидиями дaжe тex укрaинцeв, кoтoрыe рaньшe предпочитали не связываться с государством и платили за коммуналку полностью из своего кармана. Но, несмотря на заверения чиновников, что «субсидии сможет легко получить каждый желающий», подкрепленные кажущейся простотой заполнения заявления и декларации, на деле возникают нестыковки, заставляющие граждан тратить время и нервы. А некоторые сложности так и вовсе рискуют помешать назначению субсидии.
О том, как их разрешить, UBR.ua выяснял у начальника департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Виталия Музыченко.
Налоговые нестыковки
Виталий, какие проблемы возникают у украинцев при оформлении жилищных субсидий?
Главная проблема не в назначении субсидий, а в обмене информацией. Прежде всего, это несовпадение данных о плательщиках налогов и их доходах в базах данных ГФС. Например, по запросу управления соцзащиты местная налоговая инспекция сообщает, что по указанному в запросе идентификационному коду значится другой плательщик или у него числятся совсем другие виды доходов. Подробностей налоговики не сообщают, так как это будет разглашением личных данных плательщиков. Они просто говорят: информация не совпадает.
Что в таких случаях надо делать?
Прежде всего, пойти и исправить информацию о себе в фискальной службе. Так как при современном уровне развития техники можно подделать любую справку. Поэтому государство доверяет только передаче данных по закрытым каналам связи между реестрами фискальной службы и Пенсионного фонда.
То есть, справки с места работы не помогут?
Это может быть дополнительной информацией для принятия решения о назначении субсидии. Подтверждение факта получения определенных доходов с определенным идентификационным номером в 2015 году, как правило, осуществляется через обмен информацией. Кроме того, человек может дать письменные пояснения о размерах своих доходов, если у него нет документального подтверждения.Такие ситуации нередки, и мы помогли налоговой исправить немало некорректных записей в реестрах.
Означает ли это, что субсидию не назначат пока не будут исправлены данные в налоговой?
Нет. Субсидию назначат на основании предоставленных документов о доходах, но ее необходимо будет перепроверить после исправления данных в фискальной службе. Например, человек подал заявление в августе, а все данные исправили только в октябре. Значит, субсидию назначат с августа, но после того, как придет официальное подтверждение. Но получатель ничего не потеряет.
Бывают ли технические ошибки, когда оператор просто неправильно внес данные из декларации?
Такое тоже бывает. Мы специально не анализировали, но думаю, что на такие случаи приходится 2-3% всех заявлений, в лучшем случае. Если такое произошло, надо прийти в управление соцзащиты и сверить подаваемые данные с теми, что числится в базе. Если управление внесло данные правильно, а налоговая их не подтвердила, то проблема в налоговой. Если нет — то некорректен сам запрос.
Проверка регистрации
Какие еще нестыковки часто встречаются?
Это несовпадение информации о количестве зарегистрированных и фактически проживающих в квартире лиц. Например, дети выросли и давно живут отдельно от родителей, иногда уже со своими семьями. Но прописаны по старому адресу, у родителей. В этом случае они должны подтвердить факт проживания в другом месте, и тогда их исключат из расчета общего дохода семьи и потребления коммунальных услуг.
Как это сделать, вызывать комиссию для проверки?
Это общее заблуждение, что придет комиссия и все проверит. На самом деле никто никуда не ходит. Комиссия — это 5-10 человек под председательством заместителя мера или замглавы местной администрации, которые на своих заседаниях рассматривают вопрос о назначении или отказе в предоставлении субсидий в особых случаях.
Управление соцзащиты, которое готовит документы для заседания комиссии в своем штате имеет социального инспектора, уполномоченного проверять материально-бытовые условия проживания граждан.
Этот инспектор выходит на проверку в исключительных случаях, когда комиссия принимает решение о такой проверке. Проверить все 6 млн семей нереально просто физически.
Что тогда может проверить социальный инспектор и как доказать факт не проживания?
Например, взять справку из учебного заведения в другом городе, где учится сын или дочь. Понятно, что никто не сможет жить в Киеве, а учиться во Львове. Фактически нужен любой документ, который может доказать, что человек физически не может проживать там, где он зарегистрирован. Например, это может быть договор аренды жилья.Такие документы принимаются во внимание и даже не требуется дополнительное обследование.
А если студент учится в том же городе, но живет отдельно, или по иной причине нет возможности подтвердить факт отдельного проживания?
В таком случае как раз и нужен социальный инспектор, который выходит на место и составляет соответствующий акт. Но холодильники все равно никто не проверяет.
Дорогие покупки
Что еще может проверять комиссия или инспектор перед назначением субсидии?
Покупки свыше 50 тыс. грн, совершенные за предыдущие 12 месяцев до момента подачи заявления. Бывает, что человек копил всю жизнь на машину или квартиру, а теперь не может оформить субсидию. И совсем другое дело, если это покупка дорогой «плазмы» или холодильника, которые явно выходят за рамки разумного потребления. Вот эти все моменты и должна выяснить комиссия при помощи социальных инспекторов. Человек должен доказать, что та или иная покупка была ему жизненно необходима.
А если кто-то продал более дорогую машину и купил себе что-то подешевле, но больше, чем на 50 тыс. грн?
В данном случае у человека есть деньги на машину. То есть он хочет сохранить больший уровень комфорта при более низких доходах. Так почему бы эти деньги не потратить на коммунальные услуги, а не на машину. Разумеется, каждый из нас хотел бы жить лучше, с большим комфортом.
Но здесь стоит вопрос о разумном распределении государственных денег. Наверное, надо помогать тем, кто реально не может платить за коммуналку. Кстати, не исключено, что комиссия может принять решение и предоставить такому человеку субсидию. Но на общих основаниях ему откажут.
То есть, можно «договориться» с чиновниками?
Это лишено экономического смысла. Конечно, бывают субъективные решения одного чиновника. Но подкупить всю комиссию нереально, к тому же очень трудно при этом остаться в прибыли от получения субсидии.
Как можно объяснить тот факт, что безработным теперь насчитывают вместо одного прожиточного минимума условного дохода сразу два?
Очень просто. Человек официально не работает и даже не состоит на учете в центре занятости, то есть не хочет искать работу, но при этом годами на что-то живет и не платит налоги, социальные взносы и т.п. При этом приходит к государству и просит его о помощи. Как государство должно относиться к такому человеку? С подозрением.
В прошлом году такой безработный мог оформить субсидию при учете условного доха в один прожиточный минимум. И целый год получать помощь, не предпринимая попыток что-то изменить. Потому в этом году было решено ужесточить правила для получения субсидии безработными. Теперь они все также получают субсидии, но в два раза меньше. Любая адресная помощь должна стимулировать человека к самообеспечению.
После назначения субсидии как это будет работать на практике?
Каждый получит уведомление, где будет указана сумма субсидии по отдельным видам коммунальных платежей. Один раз — на отопительный период, а второй раз — на не отопительный. Уведомление может прийти по почте или вам позвонят из ЖЭКа (либо управления соцзащиты) и попросят забрать эту бумагу.
Это особенно важно тем, кто платит по абонентским книжкам. Сумма субсидии просто вычитается из общего платежа.
Тем, кто получает автоматически сформированные счета, как, к примеру, жители столицы, придет платежка с отдельной графой, где будет указан размер субсидии, на которую уменьшается общий платеж за воду, отопление и т.п.
Бывает, что в начале и в конце отопительного сезона в платежках не отражается субсидия, даже когда она уже назначена. В таком случае, зная свою сумму субсидии, ее можно просто вычесть из общего счета, выставленного, например, энергокомпанией.
Здесь надо учитывать важный момент: субсидия рассчитывается по социальным нормативам потребления и покрывает не всю сумму счета. То, есть государство компенсирует только, например, потребление 2,4 куба воды на каждого человека. Все, что «вылито» сверх этого норматива (если есть счетчик) не покрывается.
Например, есть случаи, когда прописывают пенсионера на 500 кв. метрах. Да, при его пенсии в 1200 грн, дадут субсидию, но только на 49 кв. м. За остальную площадь придется платить самостоятельно.
Как быть, если в этом году изменились количество прописанных, размер дохода и т.п.?
Вы обязаны об этом уведомить управление соцзащиты, о чем вы подписывались, подавая заявление на оформление субсидии. Эти данные не влияют на размер текущей субсидии, но будут учтены при расчете в следующем году, по истечении 12 месяцев с момента назначения субсидии. Субсидия назначается с 1 числа месяца, в котором вы подали заявление.
Мало того, с началом отопительного сезона по всем заявлениям, поданным на протяжении двух месяцев с даты начала отопительного периода (ориентировочно до 15 декабря), будет назначаться субсидия с 1 октября 2016 года.