Укрaинскиe влaсти нaмeрeны рeшить вoпрoс с oбъeктaми нeзaвeршeннoгo строительства кардинально. Законопроект, прописывающий разные сценарии для долгостроев, может быть рассмотрен в Верховной Раде уже этой осенью, сообщили в КСУ.
Три года — и недострой
По данным Госстата, сейчас в Украине насчитывается более 16 тысяч объектов незавершенного строительства, из них более 11 тысяч — здания.
"Острее всего стоит вопрос достройки жилых домов, ведь речь идет о сотнях тысяч пострадавших инвесторов, вложивших свои нередко последние сбережения в квартиры. Безусловно, лучший способ — когда объект передается другому застройщику, и уже тот доводит его до ума и вводит в эксплуатацию. Но такой вариант работает не всегда. Если в доме продано сто процентов квартир, найти желающего взяться за объект крайне сложно. Разработанным КСУ законопроектом и предлагаются варианты решения этой сложной задачи", — говорит вице-президент Конфедерации строителей Украина Александр Ротов.
Законопроект "О мероприятиях, направленных на решение проблем долгостроев" презентовали общественности еще в середине лета, текст выложили на сайте КСУ для обсуждения, а за это время были собраны и обработаны многие предложения.
Документ прописывает процедуру присуждения проблемному объекту статуса долгостроя и следующие за этим варианты действий. Так, статус долгостроя может быть присужден судом, в случае, если объект незавершенного строительства не принят в течение трех лет со дня, прописанного в договорах срока.
Вторая причина — собственник или арендатор участка, где идет строительство, уклоняется в течение пяти лет от платы за землю. Инициатором иска могут быть как сами физлица-инвесторы, так и орган исполнительной власти или местного самоуправления.
Проблемные квартиры
Если местный орган принял решение о старте процедуры присвоения статуса долгостроя, для начала он должен изучить все документы, затем на своем официальном сайте опубликовать список всех инвесторов и внесенных ими средств. По каждому объекту предлагается создавать специальную комиссию, которая будет предлагать один из трех вариантов.
Вначале дается шанс достроить объект. Дополнительный срок — половина первоначального предусмотренного проектом. Если застройщик не находит сил и средств выполнить это требование, наступает время судебных исков.
Тут возможно два сценария: иск о признании долгостроем и передача его в управление жилищно-строительному кооперативу, созданному инвесторами или же иск о признании долгостроем с дальнейшей продажей с аукциона.
Оба варианта имеют свои минусы, признают эксперты.
"Если люди полностью оплатили стоимость квартиры, их сложно убедить доплачивать еще. А у многих попросту нет дополнительных средств", — признает депутат Киевсовета Владислав Михайленко.
Вернуть же инвестированные средства после продажи с аукциона объекта тоже маловероятно.
"В центре столицы есть недострой, квартиры в котором проданы еще до кризиса 2008 года. Тогда инвесторы покупали квадраты по 3 тысячи долларов. А сейчас, по предварительным оценкам, чтобы ввести дом в эксплуатацию, надо доложить еще по 300-400 долларов на квадрат. Но эта сумма некоторым из инвесторов сейчас не по карману. При это они говорят, что согласятся продать объект только если получат на руки те самые три тысячи за квадрат", — приводит пример Михайленко.
Однако рыночная цена сейчас гораздо ниже, и несостоявшиеся новоселы не смогут после аукциона получить желаемые суммы. Как отмечает депутат, большинство инвесторов, чьи жилые комплексы не достроены, до сих пор надеются, что государство или город возьмет на себя вопрос поиска средств для завершения работ. Однако, подчеркивает Михайленко, власти могут лишь помочь с разрешительными документами, но не могут быть участником хозяйственных отношений. Все объекты, которым присудят статус долгостроя, будут внесены в Единый реестр долгостроев. Там также появятся данные об инвесторах, внесенных ими суммах, присужденном судом способе достройки (передача прав кооперативу или продажа через аукцион).
Юристы отмечают, что многие моменты законопроекта еще нуждаются в более тщательной формулировке.
"С изъятием земельных участков проблем будет меньше. Но вокруг любых материалов и техники, хранящихся на стройплощадке, возникнет много споров", — предполагает руководитель практики хозспоров PWC Сергей Паперник.
На днях текст был презентован в комитетах ВР — по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства, а также по вопросам экономической политики.
"В целом наши инициативы понравились. Были замечания, к примеру, предложили предусмотреть достройку объекта новым заказчиком за свои средства, с тем, чтобы по итогу он получил компенсацию до 30% рыночной стоимости этого объекта или соответствующую долю помещений в нем", — отметил Александр Ротов.
Однако такой вариант возможен только с согласия пострадавших инвесторов. "Законопроект, безусловно, еще будет дорабатываться. Но есть большая вероятность, что он будет не только внесен, но и рассмотрен в Верховной Раде уже этой осенью. Затягивать решение проблемы долгостроев мы не имеем права", — подчеркнул Ротов.