Нeдaвнo стaли извeстны пoдрoбнoсти плaнa сoздaния Укрaинoй нoвoгo гoсудaрствeннoгo xoлдингa для упрaвлeния государственными активами. Намерения создать такую структуру были впервые официально озвучены в начале лета руководством профильного департамента МЭРТ. Спустя два месяца, в начале августа, о подробностях нового проекта рассказал глава главного имущественного ведомства страны Игорь Белоус, заявив, что в этом вопросе нашей стране стоит ориентироваться на опыт Румынии, которая в свое время отдала главный государственный холдинг в управление американской корпорации Franklin Templeton Inc.
Румынский стандарт
Пик реформ госсектора румынской экономики совпал по времени с завершенным в 2004-2009г территориальным спором, который эта страна вела с Украиной за право собственности на часть нефтегазоносного шельфа Черного моря. Но глава ФГИ сообщил прессе лишь экономические детали румынского опыта. Пока что не обсуждается главная параллель Румынии с Украиной, — наша страна ныне спорит с РФ за аннексированный Крым и часть украинского нефтегазоносного шельфа.
Заявив о привлекательности для Украины румынского опыта, Игорь Белоус проигнорировал эту главную украино-румынскую параллель в реформах, и остановился на более простых аспектах румынского ноу-хау. "Первые 5 лет, пока румынской FP Fondul Proprietatea управляли представители государства, все политические силы боролись за возможность поставить туда своих людей", — так глава ФГИ подчеркнул антикоррупционную актуальность румынской модели.
По его словам, чтобы ликвидировать этот системный недостаток, в 2009 году Румыния провела тендер на право управления госхолдингом, в котором победила американская Franklin Templeton (FT). Контракт с ней продлевали уже дважды и последний вариант действует до 2017г. И, как считает Билоус, результаты плодотворного сотрудничества румынских властей с американцами налицо: в 2015 году румынская FP смогла занять 6-е место в мировом рейтинге закрытых инвестиционных фондов.
Выступив за перенос в Украину румынского опыта, глава ФГИ не обошел стороной главное отличие между двумя странами – Румыния успешно прошла реституцию собственности, работа над которой у нас даже не начиналась. Возврат ранее конфискованных активов является обязательным требованием для всех стран-кандидатов в члены ЕС, и исключений тут нет.
"В начале 2000-х годов Румынию лихорадило от реституции. Граждане получили право на возмещение конфискованного коммунистами имущества, но денег для компенсаций в бюджете не было. Румынская лихорадка зацепила Европу, точнее европейские суды. Они страдали от неподъемного количества исков, поданных румынами. И ЕС потребовал создания действенного механизма решения этой проблемы", пояснил глава ФГИ главную, реституциональную причину возникновения c 2009 года регулярных двухгодичных контрактов с Franklin Templeton на управление румынской FP.
Нефтегазовый ход
Но были и другие причины. Их можно назвать нефтегазовыми. Дело в том, что самым крупным миноритарным пакетом акций румынского государства было и остается 49% капитала флагмана румынской экономики, нефтегазовой корпорации Petrom. Ее контрольный пакет с 2001 года принадлежит австрийской государственной нефтегазовой компании OMV. Румынскому государству принадлежали все морские нефтегазовые запасы, поэтому акции Petrom начали устойчивый рост после того, как Гаагский арбитраж ООН в 2009 году разделил шельф между Румынией и Украиной.
Урегулирование спора принесло пользу обеим сторонам – Украина тогда смогла начать привлечение корпораций ExxxonMobil и Shell на Одесскую нефтегазоносную структуру, доразведка которой была заблокирована украино-румынским приграничным спором. Эти инвесторы получили права на указанную структуру украинского шельфа в 2013 году, спустя 4 года после завершения приграничного спора.
Румыния, в свою очередь, использовала стабилизацию статуса приграничного шельфа для увеличения капитализации своих госкомпаний и роста стоимости их акций. Конкретно в случае с румынской частью шельфа острова Змеиный, это проявилось в 2011 году в ходе открытия крупных румынских газовых месторождений East Rapsodia и Trident. Их собственниками являются государственная Romgas, российская LukOil Oversies, и российско-американская PanAtlantic Oil, которая ранее была известна под именем Vanco International.
Американское нашествие
Если украинские власти спустя два года противостояния с РФ все же решатся повторить румынский опыт, и пойти по подобному пути, урегулировав приграничные проблемы в судах, тогда им действительно целесообразно, как заявил Белоус, создавать украинский аналог румынского холдинга FT, и привлекать к управлению американскую компанию.
По крайней мере, американская FT благодаря работе в соседней с Украиной стране знает, какое ноу-хау нужно применить для того, чтобы повысить цену и управляемость украинских государственных нефтегазовых активов. Сегодня, эти активы состоят из миноритарных пакетов государства в западно-украинских НПЗ, и слабо управляемых пакетов акции "Укрнафты" и Кременчугского НПЗ.
К концу года, к активам добавятся права собственности на новые государственные компании "Подземные хранилища Украины, ПХУ" и "Магистральные газопроводы Украины, МГУ". Эти компании создаются при Минтопэнергоугля по утвержденному 1 июля премьер-министром Гройсманом плану реструктуризации НАК "Нафтогаз Украины", который с недавних пор работает под эгидой другого ведомства, МЭРТ.
Следует напомнить, что фаворитом газовой реформы, разработанной экс-премьером Яценюком и главой НАК Коболевым, украинская пресса называла американского инвестиционного гиганта Blackstone Group Inc., дочерняя компания которого Riverstone входит в первую пятерку импортеров газа в Украину. Последняя компания считается основным претендентом на участие в намеченном на 2017-18 годы конкурсе на право аренды или концессии активов выше упомянутой компании МГУ, создать которую украинские власти хотят до конца этого года.
Если презентованный главой ФГИ Украины перенос в нашу страну опыта румынских реформ состоится, ведущие на сегодня американские инвестиционные компании смогут получить полный контроль над стратегическими активами украинского государства в газовой сфере. Это произойдет, если моменту проведения "большого газового конкурса" ФГИ успеет создать холдинг и привлечь к его управлению американскую Franklin Templeton Inc., которая успешно работает с активами Румынии.
В таком случае, восточно-американской FT Blackstone Group Inc. придется претендовать на аренду или концессию активов, которые будут находиться в управлении у ее калифорнийского конкурента. С точки зрения Брюсселя и некоторых других европейских столиц, это будет выглядеть как откровенная американская газовая экспансия в Старый свет, которая неминуемо вызовет определенную критику со стороны европейцев. Но Украина не входит в ЕС, поэтому такая критика вызовет в Киеве разве что "серьезное беспокойство и глубокую озабоченность". Ведь судя по всему, главным критерием украинской власти в отношении реформ госсектора является не желание задобрить Европу, а найти такой путь решения территориальных проблем, который позволит наращивать стоимость государственных активов по "румынскому сценарию".
Но есть и другие нюансы этого дела. Пикантность ситуации состоит и в том, что Franklin Templeton Investments является одним из крупнейших владельцев украинских долговых бумаг. По состоянию на начало 2015г у него уже находилось около 43% всех долговых обязательств Украины. Общая стоимость портфеля украинских евробондов в портфеле фонда достигала $7,6 млрд.
Фонд начал активно скупать долговые обязательства Украины с начала политического кризиса в нашей стране. В декабре 2013 г Franklin Templeton Investments объявил о приобретении украинских евробондов на сумму свыше $1,4 млрд. Скупка долговых обязательств осуществлялась дочерними структурами компании — Templeton Global Bond Fund и Templeton Global Total Return Fund.
При этом фонд, в отличие от других кредиторов, уже отказывался от реструктуризации украинских долгов. Как он поведет себя, когда в его руках одновременно окажутся и долговые обязательства Украины, и имущество, которым эти долги можно обеспечить – неизвестно.