Сoглaснo исслeдoвaниям Дeпaртaмeнтa нoвoстрoeк и Aнaлитичeскoгo цeнтрa ИНКOМ-Нeдвижимoсть, нa первичном рынке жилья Подмосковья самыми востребованными, как и год назад, вновь стали объекты комфорт-класса – сегодня их выбирают 48% покупателей: в начале 2018-го лидерство принадлежало лотам категории «стандарт» с 55% от общего объема спроса. Абсолютными чемпионами по популярности (72% спроса и 78% предложения) являются объекты без отделки. На долю квартир в домах на средней стадии строительства приходится 76% спроса против 6% годом ранее, рост – в 12,7 раза; покупательский интерес к жилью «на уровне котлована» в годовом выражении упал почти в 6 раз.
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, в составе предложения первичного жилья по классовости в Московской области традиционно превалируют объекты категории «стандарт» – сейчас на них приходится 56% от общего объема (год назад картина была аналогичной – 57%, а в начале 2018-го – 59%). Лоты комфорт-класса составляют 36% (годом ранее меньше – 31%, в начале текущего года – 30%), квартиры уровня «бизнес» – не более 8% (год назад – 12%, в начале нынешнего года – 11%).
Покупательские предпочтения в отношении объектов разной ценовой категории на рынке новостроек Подмосковья за прошедший год менялись неоднократно. Так, в январе текущего года драйверами спроса являлись лоты уровня «стандарт» с 55% от общего объема, 38% приходилось на квартиры комфорт-класса и не более 7% – на «бизнес». В настоящее время, как и в марте-апреле 2017 года, самое популярное среди покупателей – жилье комфорт-класса: его доля равна 48% спроса (год назад – 46%); квартиры категории «стандарт» сегодня востребованы у 46% покупателей (годом ранее – у 43%); лишь 6% спроса приходится на объекты бизнес-класса (год назад – 11%).
Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, комментирует: «В настоящее время вся страна находится под влиянием экономического кризиса, но в различных регионах и локациях оно проявляется по-разному. Например, если в Москве платежеспособность выше и покупатели могут позволить себе увеличение бюджета для приобретения жилья с более высокими качественными характеристиками, то в Подмосковье основной критерий выбора – ценовая доступность. Существенная часть потенциального спроса в области сконцентрирована на объектах низшей ценовой категории, однако в составе предложения – значительный объем лотов комфорт-класса, при этом застройщики для привлечения внимания к ним предлагают бонусы и скидки. Таким образом, число продаж внутри классов жилья колеблется – лидеры по востребованности меняются местами».
Специалисты ИНКОМ-Недвижимость выяснили, что на первичном рынке Подмосковья квартиры без отделки сегодня являются абсолютными лидерами как спроса, так и предложения: 78% объектов в экспозиции и 72% приобретенных квартир – без ремонта. Соответственно, 28% спроса и 22% предложения приходятся на лоты с отделкой от застройщика. В течение всего отчетного периода данная тенденция сохраняется.
«Отделка от застройщика всегда увеличивает стоимость объекта, – объясняет Дмитрий Таганов. – Конечно, цена зависит от многих факторов, таких как габариты квартиры, класс отделочных материалов, категория ремонта (“под чистовую отделку”, “под ключ”). В среднем разница стоимости квартиры уровня “стандарт” с отделкой и без нее составляет 10 тыс. рублей за 1 кв. м. Поскольку в Подмосковье ценовая чувствительность покупателей выше, чем в столице, областные проекты с жильем без отделки превалируют – как в составе спроса, так и в составе предложения, ведь застройщики закономерным образом руководствуются предпочтениями покупательской аудитории. При этом немногие покупатели учитывают, что самостоятельное проведение ремонта в итоге обойдется им существенно дороже, нежели отделка от застройщика. По наблюдениям девелоперов, многие потребители склонны с недоверием и настороженностью относиться к предложению с готовым типовым ремонтом, считая, что личный выбор и контроль приобретения отделочных материалов и проведения работ позволит сэкономить. Хотя практика показывает, что ожидания и реальность в данном случае могут очень разниться».
В этом году на массовом первичном рынке Московской области наибольшей популярностью пользуются квартиры в домах на средней стадии строительства – этапе монтажа этажей. На их долю приходится 76% спроса против 6% весной 2017-го, рост – в 12,7 раза. Приобретение объектов «на уровне котлована» в настоящее время интересует не более 16% подмосковных покупателей, год назад их было 94%, снижение – в 5,9 раза. Объекты высокого уровня готовности – на стадии отделки помещений, а также во введенных в эксплуатацию проектах – сегодня популярны у 8% покупателей в области, годом ранее востребованность была практически нулевой.
Дмитрий Таганов поясняет: «Перераспределение покупательских предпочтений обусловлено, в том числе, растущей в период кризиса потребностью в обеспечении безопасности финансовых вложений и минимизации рисков, связанных с выбором застройщика. Но основной причиной роста популярности жилья в новостройках на этапе возведения этажей можно назвать сокращение ценовой разницы по мере возведения корпуса. Если раньше разрыв в стоимости квартиры в доме на уровне котлована и на завершающем этапе строительства составлял примерно 20%, то сегодня дельта заметно снижается, а в некоторых проектах девелоперы совсем отказываются от удорожания. Таким образом, доступность жилья на среднем уровне строительства растет. Учитывая, что у покупателей квартир массового сегмента велики опасения недостроя, для них разумнее выбирать те ЖК, где активно ведется возведение корпусов и очевидна динамика строительства».