Пo итoгaм 2016 гoдa в Мoсквe были oткрыты 5 нoвыx стaнций стoличнoй подземки. Впрочем, как выяснили аналитики компании «Метриум Групп», ни одна из них не улучшила транспортную доступность реализуемых сегодня в «старой» Москве жилых комплексов. Существенно повлияло открытие метро лишь на ряд новомосковских проектов.
Согласно планам Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, в 2016 году в столице должны были отрыться 11 новых станций метро. Информация об этом была размещена на официальном сайте московского Стройкомплекса почти до самого конца года. Причем в данном списке не были учтены открытые в январе и феврале прошлого года первые станции подземки в Новой Москве – «Саларьево» и «Румянцево».
Однако в реальности запущены были только 5 новых станций: «Бутырская», «Петровско-Разумовская» и «Фонвизинская» (все три – Люблинско-Дмитровская линия) и уже упомянутые новомосковские остановочные пункты Сокольнической линии. Открытие остальных запланированных станций было перенесено на первую половину 2017 года.
Как выяснили специалисты «Метриум Групп», в шаговой доступности (в радиусе 1,5 км) от открытых в 2016 году станций столичной подземки сегодня расположены 5 жилых комплексов, 2 проекта с апартаментами и один многофункциональных комплекс, в котором представлены как квартиры, так и апартаменты. Причем из пяти новых станций только одна существенно улучшила транспортную доступность прилегающих жилых комплексов. Это находящаяся в Новой Москве остановка «Саларьево»[1]. Остальные же новые станции либо расположены так, что рядом с ними нет новостроек, либо рядом находятся дублирующие остановочные пункты столичной подземки. То есть открывшиеся участки метро в этих локациях не оказали существенного влияния на улучшение транспортной доступности, а лишь повысили вариативность.
В Новой Москве рядом с открытой в прошлом году станцией «Саларьево» сегодня представлены две новостройки, причем обе вышли на рынок во второй половине 2016 года. Это жилые комплексы «Позитив» от компании Capital Group и «Саларьево Парк» от Группы ПИК. В первом случае цены стартуют от 3,13 млн рублей, во втором – от 2,71 млн рублей. При этом стоит отметить, что в данном случае открытие станции метро не привело к увеличению цен в проектах, так как в обеих новостройках продажи стартовали уже после начала работы «Саларьево», наличие действующего метро в шаговой доступности было и так заложено в ценообразование.
Что касается станций Люблинско-Дмитровской линии, запущенных в 2016 году, то эта ветка проходит под острым углом к Серпуховско-Тимирязевской, а новые остановки дублируют имеющиеся: «Бутырская» расположена на удалении чуть более километра от «Дмитровской», «Фонвизинская» – в семистах метрах от «Тимирязевской», а новая «Петровско-Разумовская» является пересадкой на старую.
В полуторакилометровую зону новых станций «Люблинско-Дмитровской» линии попали МФК «Савеловский Сити», ЖК «Поколение» (оба – комфорт-класс), «Дыхание», «Тимирязев парк» (оба – бизнес-класс) и комплексы апартаментов Cleverland, Гостиница «Восток» (оба – комфорт-класс) и Studio#12 (бизнес-класс). Но все они и ранее были расположены в пешей доступности от старых станций столичной подземки. То есть на транспортную доступность этих проектов развитие метро скажется лишь косвенно: несколько снизит нагрузку и сократит пассажиропоток.
«Таким образом, открывшиеся в 2016 году новые станции Московского метрополитена не улучшили транспортную доступность ни одной новостройки в старых границах Москвы, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». – Впрочем, не стоит забывать о том, что в уходящем году состоялся запуск грандиозного инфраструктурного объекта – Московского центрального кольца. Этот проект затронул более четверти всего объема предложения в «старой» Москве, в том числе и множество жилых комплексов в массовом сегменте».
Если же рассматривать планы столичных властей по дальнейшему развитию сети метрополитена, то в 2017 году ситуация кардинально меняется. По оценке экспертов «Метруим Групп», в следующем году новые станции метро откроются рядом с 45 жилыми и апартаментными комплексами, реализуемыми сегодня на первичном рынке. Причем 12 из них – это проекты комфорт-класса, доступность которых на общественном транспорте существенно возрастет.
Речь идет о жилых комплексах «Мещерский лес», «Татьянин Парк» (оба рядом с метро «Говорово»), «Мичурино-Запад», «О7», «Пикассо» (все три – «Очаково»), «Переделкино Ближнее», «Рассказоvо» (оба – «Рассказовка), «Лучи» (метро «Солнцево»), «Город» и «Летний сад» (оба – «Верхние Лихоборы»), «Янтарь Apartments» и «Смольная, 44» (оба – «Ховрино»). При этом сразу 5 станций будут введены в эксплуатацию за МКАД и в Новой Москве, что значительно улучшит транспортную инфраструктуру на присоединенных территориях и затронет множество новостроек ТиНАО, расположенных вне зоны пешей доступности.
«Для большинства покупателей квартир в новостройках открытие метро рядом с жилым комплексом – это событие, по степени важности сопоставимое со сдачей самого проекта в эксплуатацию, – резюмирует Мария Литинецкая. – Обычно все говорят о том, что новая станция метро – это фактор, существенно влияющий на инвестиционную привлекательность проекта. Однако для покупателей, приобретающих жилье для своего проживания, гораздо большее значение имеет собственный комфорт при минимальном затраченном бюджете. И открытие метро в шаговой доступности для них является дополнительным удобством, а вот связанный с этим событием рост цен – это, скорее, недостаток. Поэтому для конечного потребителя, так же как и для инвестора, важно купить недвижимость еще до прихода в район подземки. И тем, кто рассматривает для приобретения один из проектов рядом с будущими станциями метро, имеет смысл не откладывать покупку».