Почему отмена лицензии на продажу вина не обрадовала виноделов

Нa фoнe всeoбщeй рaдoсти пo поводу отмены лицензии стоимостью 500 тыс. грн на оптовую торговлю вином и медовыми напитками, которые произведены из сырья собственного производства (не приобретенного), умалчивается ряд серьезных рисков, которые несет принятый закон.

О вине

Принятый Верховной Радой закон не учитывает тот факт, что рынок виноделия Украины разделен на виноградарство и производство виноматериалов, с одной стороны, и производство вина с другой. Поэтому практически все производители вина в Украине юридически и структурно разделяют процессы на производство сельскохозяйственной продукции (виноград и виноматериалы) и производство алкоголя (вино). Такое разделение, в частности, позволяет виноградарским хозяйствам воспользоваться упрощенной системой налогообложения.

Согласно принятым изменениям, освобождены от уплаты 500 тыс. грн и получения лицензии на оптовую торговлю только те предприятия, которые имеют мощности по переработке винограда и, в соответствии с новым законом, могут закупать виноград у других хозяйств, но не имеют права приобрести уже готовый виноматериал.

Таким образом, учитывая существующее разделение, предприятие (в структуре которого есть и вторичное, и первичное винопроизводство) должно будет выбирать: или воспользоваться правом не платить за лицензию, но при этом ему необходимо объединить два технологических процесса в один и работать по общей системе налогообложения как производитель алкоголя, или оставаться на упрощенной системе, но платить 500 тыс. грн за лицензию на оптовую торговлю.

По последним данным Министерства агарной политики и продовольствия, в Украине работает около 50 предприятий смешанного типа, которые имеют площадки и по переработке винограда, и для производства вина, и более 60 предприятий первичного виноделия, которые владеют виноградниками и перерабатывают виноград (производят виноматериал).

Что касается малых виноделен, которые выращивают виноград и производят вино в микрообъемах, то для них отмена лицензии является значительным фактором, но далеко не первостепенным. Они в большей степени сетуют на сложный и зарегулированный процесс получения лицензии на производство и розлив продукции.

Таким образом, возникает вопрос: принесет ли этот закон такое желанное упрощение для всей отрасли? Ответ однозначный — нет! Документ является очередным актом популизма.

На наш взгляд, единственно справедливым, экономически и административно целесообразным было бы решение об отмене лицензии для всех производителей винодельческой продукции, собственно, как это было до 2004 года.

О медовых напитках

Вред от принятого закона очевиден, поскольку отменяет лицензию на оптовую торговлю и для производителей медовых напитков.

Фактически закон дает зеленый свет наполнению рынка фальсифицированным алкоголем — так называемыми «медовыми напитками», производители которых освобождаются от уплаты 500 тыс. грн согласно принятым нормам.

Почему мы говорим о фальсификате? В Украине отсутствует какое-либо четкое регулирование производства данного напитка, нет ни одного закона, касающегося «медовых напитков». В отличие от винодельческой продукции, производство которой регламентируется профильным Законом о «О винограде и виноградном вине».

Далее, аналогичная ситуация с возможностью тестирования продукта на натуральность. В основе меда лежит в среднем 82% сахаров различного происхождения, 17% воды и 1% разного рода белков, витаминов, микроэлементов. Отсутствие методов проведения анализа дает возможность любому производителю алкоголя создавать условно «медовые» напитки из сахара, воды и пищевых добавок, и при этом еще и не оплачивать оптовую лицензию. По сути, этот закон открывает «ящик Пандоры».

Прогнозы неутешительны — развитие гаражного производства «медовых напитков» и наполнение рынка фальсифицированным алкоголем.

Автор: Вячеслав
Пономарев
директора ассоциации «Виноградари и виноделы Украины»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.