«Нaшa цeль, чтoбы кaждый укрaинeц, кoтoрый имeeт жeлaниe путeшeствoвaть, мoг бы лeгкo приexaть из одного конца страны в другой в течение часа», — заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян во время своей рабочего визита в аэропорт «Запорожье».
В пресс-службе министерства подчеркнули — ведомство ставит перед собой задачу сделать регулярным и качественным авиасообщение внутри страны. Что нужно, чтобы ее выполнить?
Трудности в сообщении
Наладить регулярное внутреннее авиасообщение пытался еще в начале 2000-х министр транспорта Украины Григорий Кирпа. Именно с его подачи в 2002 году появилось условие — авиакомпания могла получить разрешение на международный рейс только если брала «в нагрузку» внутреннее направление.
В пиковый 2012 год, когда Украина принимала чемпионат Европы по футболу, объем внутренних пассажирских перевозок достиг 1,3 млн человек.
В обычные годы пассажиропоток внутри страны в 2-2,5 раза меньше, то есть летают внутри страны около 1-1,5% жителей Украины. «У нас даже в лучшие годы, с 2012-2013 не было спроса на внутренние перелеты. Из всех внутренних рейсов высокий спрос был только на Киев-Донецк, и в летнее время еще Киев — Одесса и Киев — Симферополь. Они наполнялись за счет отдыхающих», — комментирует авиационный эксперт Сергей Ланецкий.
Сейчас на внутреннем рынке Украины системно работают только три авиакомпании: МАУ, «Днеправиа» и «Мотор Сич». Есть еще авиакомпания «Браво» с единственным регулярным рейсом в Одессу.
Внутренние авиаперевозки осуществляются между 9 аэропортами. Ключевые из них — два столичных аэропорта — «Борисполь» и «Киев» (Жуляны), а также воздушные ворота Одессы, Днепра, Львова и Харькова.
При этом на шести линиях из восьми летает только один авиаперевозчик — МАУ. Конкуренция есть только на трех маршрутах: Киев—Запорожье, Киев-Одесса и Киев—Днепр. На них, кроме МАУ, работает еще три перевозчика: «Мотор Сич», «Браво» и «Днеправиа», соответственно. Но последняя сотрудничает с МАУ.
Сообщение между региональными аэропортами развито слабо. «Единственным внутренним маршрутом вне столицы является линия Днепропетровск—Львов, на которой рейсы выполняет авиакомпания «Днеправиа». Остальные воздушные линии — это сообщение столичных аэропортов «Борисполь» и «Киев» с регионами», — говорит Сергей Хижняк, эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO.
По его оценкам, на долю МАУ приходится 84% провозной емкости на внутреннем рынке.
Калькуляция рейса
Основная причина низкого спроса на внутренние перелеты — стоимость билетов. «Внутренний рынок маленький и бедный. Зачастую наши граждане не могут позволить себе летать, так как большинство зарабатывает в месяц меньше, чем стоит авиабилет», — сетует Сергей Хижняк.
«Причина (высокой стоимости билетов — Delo.UA) не в том, что этого хотят авиакомпании, а в том, что в Украине дорогая аэронавигация и топливо и отсутствуют турбовинтовые самолеты меньших категорий. Рентабельность на внутреннем перелете сегодня в Одессу на самолете Ан-24 достигается только при стоимости билета около 1200 гривен, а за такую сумму денег украинцам уже интереснее слетать заграницу», — объясняет Татьяна Романовская, директор ГП «Международный аэропорт «Львов» им. Д. Галицкого».
Но дело не только в отсутствии соответствующего регионального парка у авиакомпаний.
Есть еще целый ряд факторов, повышающих себестоимость перевозки для авиакомпаний. «Внутренние перевозки в Украине сами по себе убыточны. Их себестоимость минимум на 20% выше, чем международных из Украины в другие страны только лишь на сумму НДС (на международные перевозки применяется нулевая ставка НДС)», — объясняет Евгения Сацкая, пресс-секретарь МАУ.
На калькуляцию тарифа влияет и цена топлива — в себестоимости рейса стоимость топлива занимает около 30%. «В Украине топливо сейчас почти на $200 дороже, чем за рубежом. Поэтому авиакомпании, осуществляющие международные рейсы, там же стараются и заправиться», — поясняет Евгений Дыхне, и.о. гендиректора ГП «Международный аэропорт «Борисполь».
Не на пользу любителям авиасообщения и
Рекомендую ознакомится диплом нового образца купить