Aндрeй Булax пришeл в Deloitte в 2002 гoду, и уже в 2006 году в возрасте 28 лет стал самым молодым партнером Deloitte в СНГ. С 2010 года Андрей возглавлял департамент малому бизнесу?
У развития есть 4 фазы. Первая — «неосознанной некомпетентности»: я не компетентен, но я об этом не знаю. Следующая — «осознанная некомпетентность»: я о чем-то не знаю, но понимаю, что мне зачем-то это надо. Дальше возникает «осознанная компетентность»: я могу адекватно оценить свою компетентность. И высшая стадия — «неосознанная компетентность» — компетентность, доведенная до автоматизма, как при вождении автомобиля.
Моя задача — сформировать осознание тех проблем, над которыми предпринимателю нужно работать: перевести подопечного из фазы «неосознанной некомпетентности» в фазу «осознанной некомпетентности». Фактически, это некий коучинг. Если участники программы ждут готовых ответов, для меня это будет сигнал, об исключительно потребительском подходе. А вот если они захотят услышать правильные вопросы и сами постараются найти на них ответы — это благодатная почва, это значит, что предприниматель хочет и готов развиваться.
Не всякий бизнес у нас имеет амбиции к росту. Характеризует ли это негативно собственника?
Нет. Капитализм последних 100 лет базировался на американской идее экономического роста. Это дало очень сильный толчок для развития Штатов. Но обратной стороной этого роста стало чрезмерное потребление.
Вопрос вовсе не в том, чтобы бизнес бесконечно рос. Скажу, наверно совсем утопическую вещь: я считаю, что предприниматель, который занимается своим бизнесом, должен прежде всего увеличивать уровень своего счастья от занятия своим делом. Находиться в гармонии с собой. Если человек счастлив тем, что он знает всех клиентов своей булочной по имени, зачем ему строить сеть булочных?
У нас государственный патернализм присущ в том числе и бизнесу. Предприниматели так же требуют и просят у государства.
Успешные предприниматели не ноют по поводу того, что им государство должно. Общаясь с ними, вы не проведете 80% времени в слушании нытья, что государство должно было сделать, но не сделало. Они с воодушевлением будут рассказывать, например, о своей пекарне, о том, как к ним приходят посетители и уходят с улыбкой.
А те, кто стоит под Радой с плакатами «Нас убивают»?
Это тот совок, который не искоренен в головах, менталитет «просителя» и элементарная необразованность. У меня надежда на прогрессивных предпринимателей, и на новое поколение, пятнадцатилетних. Если мы хотим развиваться, такая возможность есть, она рядом с нами — это общение с молодежью. Общайтесь с ними, меняйтесь и развивайтесь.